Наткнулась на интересное ля-ля.
Возникли разнообразные ассоциации. Тема -то близкая .
http://sherlock-series.livejournal.com/1336883.html
«Психотерапевтические» сюжеты в сериале «Sherlock»
Наверное, я не буду слишком оригинальным, если скажу, что мир сериала «Sherlock» довольно плотно «заселен» яркими персонажами со «сверхчеловеческими» умственными или же моральными привычками: Мориарти, Магнуссен, Ирен Адлер, Майкрофт Холмс, да и сам главный герой сериала, наконец.
Все они как бы выше общечеловеческих требований психического здоровья, и возможная эксцентрика с их стороны, - кажущаяся кому-то странностью, «комплексом» или даже патологией, - ничего в этом смысле не меняет, а скорее, даже подчеркивает их особый статус в ряду обыкновенных людей («ordinary people»), - взятых, что называется, «из жизни».

Когда у среднестатистического подданного Её величества начинаются проблемы с пониманием себя и окружающих, то вполне резонно предположить, что он или сам обратится к психиатру (therapist) или же его начальство (друзья, близкие) настоятельно порекомендует ему сделать это.
Здесь нет ничего постыдного:
раньше шли на исповедь к священнику, теперь идут на сеанс к психиатру…
В сериале «Sherlock» есть два сюжета с участием психотерапевта.
Это случай Джона Ватсона (см. «A Study in Pink», «The Reichenbach Fall»),
а также случай Генри Найта (см. «The Hounds of Baskerville»).
Обоих этих людей – одного из главных персонажей сериала и случайного гостя из Дартмура – объединяет то, что они и есть те самые обыкновенные люди, которые напрямую зависят от своего человеческого окружения,
- и если это окружение вдруг меняется (или кто-то его манипулятивным образом меняет),
им начинает казаться, что они сходят с ума…
Сюжет 1: «Nothing happens to me».
Психотерапевт, лечащий Джона Ватсона, - «афроангличанка», воплощение современного мультикультурализма – лишь внешне производит впечатление чего-то аномального и вступающего в противоречие с традиционным контекстом англоязычной культурной среды. Своему пациенту, ищущему законное место в мирной жизни после тяжелого опыта войны в Афганистане, она внушает необходимость «вербализации эмоций», что вполне предсказуемо укладывается в рамки хорошо знакомого нам по британским и американским фильмам психотерапевтического дискурса.
В качестве «домашнего задания» Джону поручено завести свой персональный блог с записями
«обо всем, что происходит с вами» («happens to you»).
Выясняется, что интернет-дневник доктор завел, вот только не написал в нем пока еще ни одного слова.


Короткий диалог между Джоном и его лечащим психотерапевтом замечателен тем, что воспроизводит некоторые клише такого рода процедур: пациент «саботирует», оправдывая свое бездействие словами из лексикона психотерапевта («trust issues»), а тот, в свою очередь, пытается гипнотизировать своего клиента («You see what I mean?»).


Тягостный момент обоюдного непонимания, – когда психотерапевт уверен, что пациент «ставит все с ног на голову», а его визави не поймет, что от него хотят, - вдруг разрешается рождением истины: «Nothing happens to me».
Слова Джона являются ответом на процитированную выше фразу о необходимости записывать в блог все, что «happens to you».
Мы, зрители убеждаемся, что как раз психиатр, а не Джон «ставит все с ног на голову»:
все-таки сначала должны быть события в жизни, потом - ведение блога по следам этих событий и
сопутствующий ему положительный психотерапевтический эффект, а не наоборот.
Наше убеждение чуть позже подкрепит сам Майкрофт Холмс, прямо сказавший про лечащего психиатра,
что она «got the wrong way round».
Вторая встреча доктора Ватсона и его темнокожего психотерапевта никогда бы не состоялась,
если бы не «гибель» Шерлока, после ухода которого в жизни Джона снова «ничего не происходит».
Спустя полтора года («eighteen months») он снова сидит в том же кабинете – опустошенный,
но на этот раз внутренне готовый играть по правилам психотерапевтической науки.
Последнее обстоятельство представляется по-своему важным: актер Мартин Фримен вложил все свое актерское мастерство, чтобы в этой второй сцене сеанса психотерапии тонкой мимикой и разного рода непроизвольными звуками передать, как его герой вдруг сознает, что эта «афроангличанка» конечно же все знает и про Шерлока Холмса, и «почему он здесь», - от него лишь требуется, не отвлекаясь на ненужные вопросы, без чужой помощи, самому «вербализовать» свою негативную эмоцию о смерти друга.
И после этого начать снова жить…
Не знаю, для кого как, но для меня в этой сцене, сопровождаемой мелодраматическим дождем за окнами кабинета, психотерапия получает полную реабилитацию – после досадного провала с блогом в «A Study in Pink».
Сюжет 2 : «Have to face my demon».
Психотерапевтом Генри Найта — обеспеченного молодого человека из английской глубинки, которого мучают детские воспоминания о гигантском «хаунде», - является опять-таки женщина, на этот раз коренная англичанка по имени Луиза Мортимер.
О ее методе психотерапевтической работы мы судим по рассказу самого Генри Найта,
посетившего Шерлока и доктора Ватсона в их квартире на Baker Street, 221B:
«Она настояла, чтобы я вернулся в Дартмур, чтобы встретиться с моим демоном» («have to face my demon»).
Очевидно, Луиза Мортимер практикует классический психоанализ с его парадигмой возвращения в сознание пациента вытесненного в бессознательное психического материала.
Как психоаналитик доктор Мортимер была изначально уверена, что пресловутый «хаунд» -
это порожденный бессознательным Генри Найта символ,
за которым скрывается какая-то его детская травма.
Решение казалось простым:
визит молодого человека в овраг Дьюэра наглядно убедит его, что никаких «демонов» нет, а есть лишь наши незалеченные душевные раны.
Не тут-то было!
Посетив тягостное для него место из детства, Генри Найт с ужасом убедился, что «хаунд» - это не фантом воображения, а вполне осязаемая реальность, одолеть которую не сможет ни один самый замечательный психотерапевт.
После этого Генри Найт едет в Лондон, к Шерлоку Холмсу.
Итак, как будто бы очередное досадное поражение психотерапии.
Однако, как мы вскоре увидим, Луиза Мортимер все-таки не сдается в своем желании приблизиться к истине.
Один из ее сеансов общения с пациентом, обставленный по всем канонам психоаналитической традиции,
— клиент, погруженный в свои воспоминания, лежит на кушетке — приносит определенный результат:
из подсознания Генри Найта всплыли два загадочных слова «Liberty» и «In».
Не обладающая универсальным аналитическим умом Шерлока, Луиза Мортимер, разумеется, не могла выйти за пределы узко-направленного аппарата знания своей психотерапевтической школы.
Да, она была права, видя в «хаунде» символ, созданный бессознательным разумом Генри Найта;
но откуда ей было знать, что за грозным символом может стоять банальная улика
(аббревиатура H.O.U.N.D на униформе), которая одна выведет опытного детектива на нужный след?
Психотерапия не способна решить все проблемы нашей индивидуальной жизни.

Порой, настойчивое следование избранной методологии оборачивается настоящими рисками для жизни самого лечащего психиатра: на очередном сеансе Генри Найт, находящийся в измененном состоянии, стреляет в Луизу Мортимер из пистолета и, к счастью, промахивается.
Отсюда мораль: можно научить пациента побеждать своих призрачных "демонов",
но как быть с реальными людьми, создающими этих "демонов"
и помещающими их в наши головы?
Отредактировано hellena (08-12-2015 22:24:16)