Глава пятая
Мантия для Короля
Выходя в люди, Майкл Джексон никогда не надевал один и тот же костюм дважды, за исключением нескольких концертных курток и пиджака, который мы сшили для него в 1992 году. Провокационный, оригинальный, покрытый сверкающими металлическими элементами, этот пиджак был правильным во всех отношениях. Пока пресса разорялась на тему того, что подобное неоднократное ношение одного и того же костюма наверняка означало финансовое неблагополучие Майкла, Деннис и я были в курсе истинных причин. Несмотря на то, что Майкл уже надевал этот пиджак на более закрытое мероприятие несколькими месяцами ранее, он настоял на том, чтобы надеть его снова на инаугурационный бал в честь Билла Клинтона 20 января 1993 года.
Чтобы дать Майклу возможность выбрать, я приехал в отель «Мэдисон» в Вашингтоне за два дня до мероприятия, прихватив с собой традиционный арсенал из его гардеробной. Но Майкл тоже привез чемодан с одеждой, поэтому, когда он вытащил черный кожаный пиджак с заклепками и сказал: «Я надену вот это», эта вещь стала неким образцом критериев, по которым мы с Деннисом в дальнейшем измеряли «калибр» всех наших будущих творений, их качество и оригинальность – критериев, которые были отличительными чертами таланта Майкла.
После создания семи базовых выкроек на Майкла большая часть работы заключалась именно в дизайне и декорировании пиджаков. В остальное время мы пребывали в постоянных поисках идей для следующих костюмов, новинок и всего самого лучшего, что могло бы сработать для Майкла. Основной функцией пиджака или куртки было уравновешивание Тайны Майкла – черные джинсы и мокасины придавали ему достаточно прозаичный вид, но, надев к ним богато декорированный милитари-пиджак, он словно приказывал: «Смотри сюда. Шоу только что началось». Именно это случилось с пиджаком Clinton Coat.
Пять кожаных ремешков по обе стороны молнии были покрыты сотнями квадратных стальных заклепок. Когда Майкл танцевал, ремешки танцевали вместе с ним. Граненые заклепки на коже придавали этой куртке опасный вид – как шипы на ошейнике бульдога. Металл также хорошо ловил свет, что только усиливало произведенный пиджаком эффект, а ремешки позвякивали, постукивая друг о друга.
Майкл не просто носил этот пиджак; он манипулировал им. Он ритмично дышал, чередуя глубокие вдохи с серией быстрых коротких выдохов, заставляя кожаные ремешки двигаться так, чтобы свет отражался от заклепок и молниями стекал вдоль его тела. Таким образом, словно связанная невидимыми струнами безмолвного внутреннего ритма Майкла, куртка оживала, как марионетка в руках опытного кукольника.
Дети Майкла, Принс и Пэрис, попросили сшить эту мантию для их отца, чтобы он мог надеть ее на домашнюю вечеринку в День отца. Они провели весь день в пластиковых коронах, которые Деннис и я купили для них в игрушечном магазине.
Clinton Coat
Спецэффекты
Самым любимым аспектом в ношении одежды у Майкла было движение и звуки, издаваемые тканью и фурнитурой. Поэтому он так восхищался молниями. Все слышали звук расстегивающейся молнии, но только один известный мне человек так восторгался им, что мог найти в нем развлекательную ценность. У Майкла была бессознательная привычка играть молниями. Чаще всего он сидел на заднем сиденье машины, расстегивая и застегивая молнию – вжик-вжик – и меняя ритм движений, словно диджей, игравший на виниле. Любой мог запросто сойти с ума, слушая эти звуки на протяжении всей поездки, наряду с чавканьем, с которым он жевал сразу четыре пластинки жвачки Bazooka.
Вжик-вжик. Чав-чав. Несколько часов подряд. Иногда наши автомобильные поездки напоминали неудавшееся семейное путешествие.
– Майкл, – отрывисто говорил ему я, – так жуют только коровы в сарае.
Он решил, что подобное проявление моего «деревенского» происхождения было очень забавным, и смеялся так, что я видел жвачку у него во рту, а затем отвечал что-нибудь вроде «Что такое, я тебе мешаю?», чтобы взбесить меня еще больше, и снова возвращался к своим экзерсисам – «вжик-вжик, чав-чав». Но даже когда он подначивал меня, будто младший брат, поддразнивавший старшего, он на самом деле не слишком мешал мне, поскольку я знал, что все это доставляет ему радость.
Майкл считал движение самым важным элементом своих концертных костюмов с самых первых дней на сцене. Первый жакет, который он надел под Billie Jean на концерте Motown-25 в 1983 году, когда впервые явил миру лунную походку, принадлежал его матери, Кэтрин. Такой мощный культовый момент родился из желания Майкла надеть что-то, что раньше носила его мать. Этот жакет в стиле Шанель из сетчатой ткани, расшитой пайетками, был куплен в универмаге в Шерман Оукс, Калифорния. По легенде, он был черный и блестел, поэтому Майкл захотел надеть его. Настолько все просто.
С годами жакет Billie Jean преображался, оставаясь, тем не менее, практически таким же, менялась только ткань, на которой были нашиты пайетки, что повлияло на текстуру жакета. Жакет Кэтрин был сделан из сетчатой ткани, тогда как нынешние жакеты шились из более популярного материала на трикотажной основе (alex jersey), облегающего, но довольно плотного. Нам пришлось немало покопаться в тканях, чтобы найти сетку, из которой был сшит жакет Кэтрин, поскольку новые материалы порой сильно электризовались.
Обычно пайетки нашивались по краям ячеек сетки, и можно было просунуть пальцы сквозь ткань, но затем появился более плотный, монолитный материал, к примеру, ацетатный шелк. Сетка лучше развевалась благодаря ажурному плетению, а поскольку Майкл часто теребил и отбрасывал полы жакета назад, он хотел, чтобы пайетки двигались вместе с тканью и ловили свет, как и на жакете Кэтрин. Если жакет не ложился в нужные формы, когда Майкл отбрасывал полы, значит, он нефункционален, на что Майкл жаловался: «Это не волшебство».
– Что не так с моим жакетом? – спросил он во время первой костюмированной репетиции, на которой я присутствовал между этапами Bad-тура. Он смотрел на меня так, словно только что забрался на новый аттракцион в Диснейленде – за мгновение до того, как тот вышел из строя.
– У этой ткани плотное плетение, – объяснил ему я, указывая на жакет из трикотажа, который был на нем в тот день. – Но я сошью тебе новый, из правильной ткани.
То же самое несколько раз происходило с галстуком. Майкл делал несколько оборотов и хотел, чтобы галстук летал за ним, как лопасть пропеллера. Вместо этого галстук ударялся о его тело. По этой причине он остановил съемки Smooth Criminal в 1987 году.
– Когда я вращаюсь, – говорил он мне, – я хочу, чтобы галстук был вот здесь, – и указывал то место, где должен был находиться галстук – по другую сторону его тела. Если одежда не двигалась, следовательно, она не функционировала, поэтому, по подсказке Денниса, я вшил внутрь галстука обычный четвертак, чтобы добавить ткани необходимый вес. Менее чем за пять минут и всего за 25 центов галстук Майкла превратился из тряпки в лопасть пропеллера.
Пока одежда работала на него, Майкл был счастлив, но когда функции костюмов заканчивались, это походило на страшную ссору при расставании влюбленной парочки. Майкл был безжалостен. Поскольку он никогда не был привязан к своей одежде, то очень легко отдавал ее другим. Он славился тем, что раздавал свои пиджаки и шляпы поклонникам. В 1985 году, вскоре после того, как я присоединился к команде Майкла, мы с ним ехали в лифте с восторженным поклонником, который выпалил: «Майкл, мне так нравится твой пиджак».
Это был черный гусарский китель, один из первых, сшитых нами для него. Начиная с проектирования и заканчивая пошивом, на его создание ушло три недели. Майкл с легкостью снял его и протянул поклоннику: «На, возьми». Я не верил своим глазам. А что если Майкл захочет еще один такой же китель? Ведь мы с Деннисом не вспомним, что было использовано для декора, что работало и что не работало. Значит, необходимо тщательно каталогизировать все вещи, фотографировать их в деталях, раз уж Майкл собирается раздавать свои одежки направо и налево, даря их любому, кто восхитится ими.
Вверху: Четвертак Денниса, спасший съемки.
Внизу: Жакет Billie Jean. С переднего плана по часовой стрелке: Bad-тур (Билл Виттен), Dangerous (1992), юбилейный концерт 2001 года/жакет для съемок Vibe (2002), HIStory.
После того, как мы начали фотографировать все наши творения, сшитые для Майкла, мы всегда старались отснять детали, как на этом гусарском кителе. Это копия того кителя, который он отдал поклоннику в лифте.
Just Bead It
(игра слов на тексте песни, только здесь в значении «обшить бисером» – прим. пер.)
Звук, движение, свет и авангард всегда присутствовали в гардеробе Майкла, но оригинальная куртка Beat It передает бунтарский дух лучше всего. Созданная Марком Лораном для видеоклипа 1982 года, эта куртка стала одной из самых массово копируемых курток в истории. Ее носили детишки, ожидавшие школьный автобус, подростки набрасывали ее на плечи своих подружек в кинотеатрах, она мелькала в барах колледжей и клубах по всему миру. Первая куртка Beat It не только ухватила самую суть уличной банды, но и воплощала все то, что было важным для Майкла: она была кожаной, следовательно, подходила для улиц; она была красной, а это был его любимый цвет; она стопроцентно привлекала внимание зрителя; на ней были молнии и кольчужная сетка в плечах, что позволяло ей звучать и ловить свет; она была в милитари-стиле, что делало его фигуру более плотной и жесткой. И, напоследок, она обладала некой аурой контроля и авторитета.
Однако кое-чего не хватало: Майкл едва мог танцевать в ней.
В турне Victory, где он впервые исполнил Beat It живьем, Майкл носил расшитую стеклярусом куртку, спроектированную Биллом Виттеном. Она была слишком тяжелой для танца и не тянулась в проймах под руками. Хореография Beat It содержит последовательные взмахивания руками, будто птица хлопает крыльями, а куртка очень мешала этому движению. Поскольку в проймах не было достаточно свободы, наплечники постоянно били Майкла по щекам, стоило ему поднять руки, куртка выглядела жесткой и некрасиво обвисала в талии. Недостаточная свобода в проймах курток Майкла стала первой проблемой, которая заставила его нанять на работу Денниса и меня.
Версия куртки из красной змеиной кожи, также спроектированная Биллом Виттеном и использованная в начале тура, обладала отличной текстурой, что хорошо выглядело на фотографиях, но она не двигалась вместе с Майклом. Она фактически разваливалась на части во время номера. Лопались швы, отваливались окантовки и молнии. Когда наняли нас, мы первым делом добавили в рукава клиновидные вставки, чтобы увеличить пространство в проймах и дать возможность Майклу свободно поднимать руки и при этом не выглядеть так, словно он выдирается из смирительной рубашки. Добавив вставки, мы превратили простую куртку в танцевальную. После этого мы с Деннисом полностью заменили Виттена.
Клиновидная вставка – кусочек ткани, который добавляется в шов под рукой, в пройме, чтобы добавить свободы. Чтобы облегчить Майклу движение, мы добавляли такие вставки в его куртки. На фото бежевая выкройка сделана уже с учетом вставки, а белая – обычный рукав.
Слева: 1988, красная змеиная кожа
Справа вверху: 1992, Dangerous, «рыбья чешуя»
Слева вверху: 1996, HIStory, красный неопрен
Внизу: 2001, 30th Anniversary, черная змеиная кожа
Когда мы занялись модернизацией куртки в 1989 году, через шесть лет после создания самой первой, мы внесли правки, всего лишь понаблюдав, как Майкл выступает в ней, чтобы определить его потребности и проследить за движениями его тела. Beat It была одной из самых интенсивных живых постановок Майкла. Мы знали, что ткань должна быть легкой, но крепкой, чтобы он мог швырять куртку и дергать ее во все стороны. Во время шоу Майкл снимал ее, топтал ее ногами, прыгал по ней, швырял ее по всей сцене, будто психуя. Молния отрывалась, пластиковые зубцы отлетали, и ночью я ремонтировал ее для следующего концерта. Так что, исправив подгонку и функциональность, нам оставалось только разобраться со зрелищностью. Как сделать так, чтобы куртка всегда выглядела одинаково, но была другой?
Решение: не менять ничего, кроме ткани. К примеру, для турне Dangerous мы сделали куртку из красной «рыбьей» кожи со стразами на плечах. Если соскоблить с рыбы чешую, получается эффект потрескавшейся кожи – потертой и в то же время эффектной. Благодаря отчетливой текстуре куртка хорошо смотрелась на фотографиях и была гораздо легче, чем кожаная и расшитая стеклярусом версия.
Из восьми курток Beat It Майклу больше всего нравилась та, которую мы сделали для тура HIStory. Она была сшита из неопрена (синтетического каучука) и выглядела так, словно фея Динь-Динь осыпала ее радужной пыльцой. На плечах, вместо страз с предыдущей версии, мы нашили голограммные пластиковые квадратики, похожие на чешуйки дискотечного зеркального шара. Такой декор придавал куртке волшебное сияние страз и грандиозно смотрелся на сцене, будучи очень легким, без излишних объемов. Куртка с эффектом Динь-Динь мгновенно притягивала взгляды, переливалась всеми цветами радуги и жила своей собственной жизнью – при этом не имея лишнего леса. Становясь старше, Майкл все больше беспокоился о весе костюмов. За два с половиной часа живого пения и танца одежду нужно было облегчать. Beat It всегда исполнялась в середине концерта. Нельзя надевать двухкилограммовую куртку на человека, который уже потерял до двух кило воды, и требовать, чтобы он изобразил на сцене драку уличных банд.
Мы понятия не имели, в какую сторону будет развиваться эта куртка после турне HIStory, но в 2001 году, когда Майкл готовился к юбилейному концерту, посвященному тридцатилетию его сольной карьеры, в Мэдисон Сквер Гарден, он позвонил мне где-то за месяц перед нашим отъездом в Нью-Йорк. Он решил исполнить первый номер во всем белом, а остальную часть концерта дать во всем черном. Его инструкции были точнее некуда: «Сделайте мою куртку Beat It черной».
Нельзя делать куртку Beat It черной.
Певец, танцор, да еще и мысли читает.
– Это расстроит поклонников, – пояснил он, – давайте проверим, заметят ли они это. Обратят ли внимание.
7 сентября 2001 года Майкл исполнил Beat It на сцене Мэдисон Сквер Гарден в полностью черной куртке из змеиной кожи. Мы заменили волшебную пыльцу на плечах мягкой частью липучки – у нее была чудесная текстура, дававшая выход бунтарским чувствам. В середине концерта я должен был выйти на сцену, пока Майкл пел, и переодеть его в эту куртку. Когда я надевал ее на него, Майкл процедил уголком рта:
– Буш, она же должна быть красной.
Я пришел в ужас, и это отразилось у меня на лице. К счастью, Майкл тут же дал мне понять, что я снова пал жертвой его шуточек.
– Ага, попался!
Восприятие идеала
Майкл Джексон не снимал видеоклипы; он снимал короткометражные фильмы. Клипы стоили тысячи долларов, а фильмы – миллионы. «Фильмы рассказывают истории, – говорил Майкл, – а клипы – всего лишь новостные ролики». Такова была маркетинговая сторона Майкла – человека, научившего нас заныривать в журналы и анализировать рекламные снимки. Майкл прекрасно понимал силу восприятия: если манипулировать словами, значение меняется. Если назвать что-то «видеоклипом», это уже не будет иметь такой вес, как «короткометражный фильм».
Точно так же Майкл относился к одежде. Только он мог взять простую джинсовую куртку и превратить ее в «ледовый пиджак». Мы избрали классическую модель: джинсовую куртку с широкими плечами, до талии, с двумя нагрудными карманами и V-образной горловиной. Она стала идеальной основой для куртки а-ля Майкл – нечто тривиальное, могущее трансформироваться во что-то зрелищное.
Сначала мы сшили пробную модель из белого холста, используя выкройку, снятую с обычной джинсовой куртки, и задекорировали ее стразами на цапах. Металл креплений на цапах с шестью шипами был тяжелым и слишком громоздким, чтобы достичь того «монолитного» вида, который Майкл воссоздавал, плотно сдвигая ряды монеток. Под весом камней на локтях образовывались заломы, натяжение вытягивало ткань, делая ее «деревянной», как и первая куртка с металлическими пластинами, которую Деннис сшил для Майкла и которую мы в итоге просто выбросили. Проблемой было и то, что шипы пробивали ткань, и если неправильно установить крепления, то куртка будет царапать кожу. Вдобавок, они ржавеют, если намокают, поэтому чистке не поддаются.
Так сложилось исторически, что крепление страз на цапах было гораздо дешевле. Единственной альтернативой было нашить кристаллы вручную, что поможет избежать лишнего веса, созданного металлическими креплениями, и дать возможность установить кристаллы близко друг к другу, чтобы они соприкасались. Когда Майкл примерил куртку со стразами на цапах, она ему совершенно не понравилась. Он снял ее и отдал мне со словами: «А теперь сшей мне настоящую». Под «настоящей» Майкл подразумевал куртку с нашитыми кристаллами.
Чтобы покрыть всю куртку, нужно было нашить тысячи кристаллов, а это означало, что мне придется искать их в десятках разных источников. Ни один розничный или оптовый продавец страз не хранил такие запасы. У меня было менее четырех недель, чтобы сшить куртку, и большинство материалов я купил в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, но все равно пришлось лететь в Австрию, где их изготавливают, чтобы огранить их до нужной кондиции.
На этот раз, на «настоящей» куртке, мы уже не закрепляли стразы цапами. Вместо этого мы нашивали их прямо на ткань. Нашивание кристаллов является одним из самых нудных форм искусства, так что неудивительно, что это искусство для многих потеряно. Мы нашили 9000 страз на куртку голыми руками за 21 день. По два стежка на кристалл (сверху и снизу), это составляет 18 000 ручных стежков. Майкл умирал от нетерпения поскорее увидеть куртку. Он постоянно звонил нам. Как и с ритуалом «вжик-вжик, чав-чав» на заднем сиденье автомобиля, доводившим меня до бешенства, он доставал меня, как младший братишка, но его версия «а мы скоро приедем?» звучала в форме песенки, которую он напевал на мой автоответчик – «Где моя куртка, где моя куртка?»
Шеврон и нарукавная лента куртки Ice Coat сделаны из винтажных плоских страз 1920 года цвета золотистого топаза
Я очень многому научился у Майкла, поэтому, недолго думая, обратил его оружие против него самого:
– Майкл, но ты же сам учил меня – не показывай свою работу, пока она не будет полностью готова.
Мы работали над этой курткой круглосуточно, постоянно проверяя, чтобы ткань не провисала под весом камней, и распределяя стразы так, чтобы куртка оставалась мягкой – один кристалл по центру, два по краям. Когда я увидел готовую вещь, то понял, что каждый момент, проведенный с иголкой в руках, стоил того. Вместо холста мы взяли легкую белую парусину, используемую в корабельном строительстве. Готовая куртка была похожа на зеркало – она была покрыта стразами с плоской задней стороной трех разных размеров, 5, 6 и 7 мм. На левом рукаве мы выложили шеврон – военный знак ранга – из плоских квадратных страз цвета золотистого топаза. На правом рукаве мы создали традиционную повязку из тех же золотистых квадратных страз. Напоследок мы заменили обычные пуговицы крупными камнями, по 4 см в диаметре. Я знал, что Майклу понравится эта куртка, и жаждал поскорее отвезти ее ему.
Утром я сразу же позвонил в студию, где он работал. Мне сказали приехать попозже, в пять вечера, поэтому мне пришлось ждать целый день, прежде чем я смог увидеть его. Глаза Майкла загорелись, пока я шел к нему с курткой в руках. Я развернул ее перед ним, и он уставился на нее, не моргая. Ощупал ее сверху донизу и прошептал, словно произносил молитву:
– Монолит. Абсолют. Жаль, что я не мог сегодня записываться в ней.
Мне не хотелось ябедничать, но и врать тоже не хотелось, поскольку за три недели непрерывной работы иглой у меня едва не отвалились пальцы.
– Ты мог бы в ней записываться, но мне сказали не беспокоить тебя, когда я звонил сегодня утром.
Не скажу, что Майкл разозлился, поскольку это не было присуще его характеру, но он был далеко не в восторге от этого и сказал, что намеревается серьезно поговорить с тем, кто решил, что куртка не настолько важна, чтобы ради нее остановить запись. Потому что для него это было достаточно важно.
По мнению Майкла, остановить вращение планеты ради куртки совсем не было странным, и в то время никто из нас не знал, что мир в самом деле остановится вскоре после того, как он надел ее на свой концерт в Мэдисон Сквер Гарден 10 сентября 2001 года. В тот вечер Майкл, по обыкновению преисполненный щедрости, сказал, что хочет подарить куртку Аарону Картеру, брату Ника Картера из Backstreet Boys, исполнявшему известный хит I Want Candy. Мальчишка был юн, боготворил Майкла и только-только начинал свою карьеру. Когда менеджеры возмутились, Майкл повернулся ко мне:
– Они не понимают. Фред Астер подарил мне свои танцевальные туфли, и я хочу передать эстафету дальше.
Через восемь лет, в 2011 году, Аарон Картер надел эту куртку на 9 сезон шоу «Танцы со звездами».
Ничего плохого
То, что Майкл когда-то сам шил себе концертные костюмы, всегда проявлялось в его стиле, особенно в куртках. Костюм, который он надел для клипа Bad, был куплен в каком-то магазине на бульваре Мелроуз. Он мгновенно замечал вещи, которые обязательно сработают, если добавить немножко магии. Майкл глазел на витрины, увидел хлопчатобумажную куртку и брюки, зашел в магазин и купил их. Он отвез их в ателье Western Costume Company, чтобы на костюм добавили пряжки и ремни, а затем надел его на съемки. Памятуя про то, что ему придется исполнять Bad вживую в этом костюме, Майкл принес нам этот костюм и попросил изменить его для грядущего тура, чтобы он мог пережить выступления, чистку и интенсивную хореографию.
Для создания нашей версии Bad-костюма мы покупали вещи в четырех или пяти магазинах на бульваре Мелроуз, а потом заменили хлопок эластичным габардином. Главной целью было сделать костюм более функциональным и облегающим и превратить его из уличной одежды в концертную. Вдохновившись внешним видом байкеров, мы изукрасили куртку, брюки и перчатки двойным количеством пряжек и ремешков.
Для юбилейного концерта в 2001 году мы сшили костюм Bad из лакированной кожи, но песню вырезали из-за чрезмерной длины концерта.
блиииин… какое зрелище мы потеряли… Майкл в лакированной коже, аггрхх… к слову, обратите внимание на фотографии, на первой куртке, купленной самим Майклом, ремешки кожаные, а на той, которую шил Буш - ремешки уже тканевые
Самая первая куртка Bad, которую Майкл надел для обложки альбома.
Первая куртка, которую мы с Деннисом сшили, была продана на аукционе в 2009 году за 190 тыс. долларов.
Сборка линий
При декорировании курток мы обнаружили, что среди излюбленных трюков Майкла было неожиданное использование вещей, которые никто никогда не додумался бы носить. Он бы и люстру нацепил, если бы мог. Куртка Dinner Jacket, украшенная вилками, ножами и ложками, была одной из его любимых. Порой мы тоже прибегали к необычным элементам декора. Когда Майкл пребывал в «фазе хрома», а мы шили «космический» костюм для Jam в HIStory-туре (видимо, Буш перепутал, имея в виду Scream – прим. пер.), нам необходимо было изучить свойства хрома, а это означало, что придется обратиться к источнику. Где можно узнать все об этом металле, чтобы определить, каким образом можно применить его в одежде? Разумеется, на выставках классических автомобилей. Выставочные залы были великолепны, а сами машины – истинные произведения искусства. Старые форды, роллс-ройсы, выпущенные до 1940 года, кадиллаки и шевроле стояли перед нами, источая престижную историю создания автомобиля. В этих машинах все было массивным, все было щедро украшено медью и хромом – передние решетки, дверные ручки и украшения на капоте. Майкл не стал бы носить медь, поскольку она быстро тускнеет. Однако благодаря обучению под его началом мы все равно уходили с этих выставок, получив необходимую информацию и вдохновение. Мы заметили эмблему британского автомобильного клуба, на которой была корона, и меня осенило: сделать классический, элегантный, стильный пиджак, такой, как эти машины, с использованием эмблем европейских автомобильных клубов. И не забыть про эмблему с короной.
Майкл готовился к фотосессии для рекламы клипа Remember the Time, когда мы показали ему этот пиджак. Мы нашили на черной коже четыре эмблемы – эмблему испанского автоклуба «Реал» (RAC), автоклуба Зальцбурга, Королевского автоклуба Бельгии и Норвежского автоклуба. На всех этих эмблемах были короны. Мы хотели попробовать что-то новенькое, чтобы немного раздвинуть рамки, в которые нас загоняли семь базовых выкроек, поэтому мы не вставили в этот пиджак молнию. Майклу не нравилось носить куртки, которые не застегивались, даже если он знал, что все равно не будет их застегивать.
Он наотрез отказался примерить пиджак.
Однако после некоторых уговоров и мягкого напоминания о том, что мы никогда бы не принесли ему что-то, что, по нашему мнению, не сработало бы, он все-таки поверил нам, неохотно надел пиджак и сфотографировался в нем. Когда фотографии были готовы, он взглянул на конечный результат – прическа, макияж, освещение, поза, пиджак – и буквально влюбился в него. «Вы были правы», – сказал он нам. Эта фотография Майкла чаще всего использовалась компанией Sony в рекламных кампаниях, а пиджак вскоре получил название Berlin Coat, хотя причины такого названия мне неизвестны и по сей день.
Когда заходишь слишком далеко
У Майкла была масса идей, и некоторые были настолько рискованными, что ему так и не довелось надеть сшитые по ним костюмы. Одна такая идея родилась в 1992 году, на самом пике славы Майкла. Его частная жизнь и возможность самому сходить в магазин или просто спокойно сидеть в припаркованной машине давно канули в лету, поэтому Майкл хотел, чтобы мы сделали ему куртку, отражавшую бы нападения папарацци. Если бы он мог мигнуть вспышкой в ответ на их вспышки, их фотографии вышли бы засвеченными. Решение: черная кожаная куртка с 34 стробоскопическими лампочками.
Разумеется, дабы сохранить иллюзию волшебства, Майкл отказывался прикасаться к своей одежде, чтобы она заработала, поэтому одному из телохранителей пришлось бы нажать кнопку на пульте дистанционного управления, чтобы «зажечь» куртку, и это было еще одной проблемой. Когда куртка включалась, лампочки издавали нарастающий свистящий звук, как фейерверк, а затем 34 огня взрывались в своем собственном световом спектакле. Один из врачей сказал нам, что интенсивность свечения запросто может вызвать припадок у человека, больного эпилепсией, поэтому Майкл никогда не надевал эту куртку.
Далеко не первый раз подобная идея была зарублена на корню. Мы были на церемонии Грэмми в Нью-Йорке, 1988 год, и Майкл пришел в ужас, услышав в новостях о подростках, нападавших на других детей в Центральном парке и отнимавших у них кроссовки. Всегда испытывая интерес к поведенческим реакциям, Майкл попросил меня, чтобы я посмотрел новостной ролик вместе с ним и высказал свое мнение.
– Буш, ты должен это посмотреть, – настоял он, включая телевизор в своем номере отеля Helmsley Palace, его любимого отеля в Нью-Йорке. Отель был безопасным, в нем был лифт, ведший из гаража прямо в пентхаус. – Как ты думаешь, почему эти ребята так поступают? Из-за внешнего вида или стоимости кроссовок?
Я знал, что это отнюдь не было приглашением к дебатам и не философским размышлением на тему молодежной культуры в Большом Яблоке. Вопросы Майкла обычно были риторическими, но за ними всегда много чего следовало.
– Сделай мне куртку из денег, – шепотом произнес он, позволив последнему слову загадочно повиснуть в воздухе, словно это была его самая отчаянная и смелая идея.
Деннис взял 79 стодолларовых купюр и свернул каждую в технике оригами, затем нашил их на мотоциклетную куртку, обшив каждую купюру по периметру черной ниткой и заключив их в двойной слой прозрачного пластика. Майкл был доволен результатом, но счел, что можно сделать еще круче.
– Вау! – воскликнул он. – А мы скоро едем в Англию. Сделай мне такую с британскими фунтами.
Мы были в восторге, поскольку купюры британских фунтов были разноцветными, да и доллар стоил дороже фунта. Деннис получил несказанное удовольствие, раскладывая и перекладывая купюры, а благодаря обменному курсу куртка обошлась нам в гораздо меньшую сумму.
Один их советников Майкла убедил его, что носить на себе деньги – не слишком хорошая идея. Когда Майкл впервые задумал эту концепцию, куртка создавалась не ради моды или погони за новинкой. Для него обе версии «денежной куртки» были своего рода рекламным щитом для донесения конкретной мысли об истинном значении денег. Но даже мы знали, что иногда лучшее – враг хорошего.
Майкл всегда стремился жить с определенной целью и значением. Благодаря убеждениям, о которых он писал и пел, он вдохновлял многие поколения на поиск подобной высшей формы существования. Когда он выезжал со своими шоу на гастроли, благодаря обмену энергией между Майклом и его поклонниками выстраивалось социально ответственное общество, где все члены были тесно связаны между собой.
Хвала сутажной тесьме
Одним из самых «расписных» пиджаков, которые мы шили для Майкла, был китель, который он надел для съемки на обложку TV Guide вскоре после женитьбы на Лизе-Мари Пресли. Это была рекламная обложка для грядущего интервью с Дайан Сойер – первого интервью, где он обсуждал свои отношения с Лизой-Мари. За две недели до съемки Майкл принес мне видеокассету и сказал:
– Тебе нужно это посмотреть.
Когда мы с Деннисом вставили кассету в магнитофон, кадры с цыганами, ехавшими караваном на ослах, привели нас в замешательство. Я не понял, о чем был фильм, поскольку он был на иностранном языке и без субтитров. Я взглянул на Денниса:
– Что это за чертовщина?
Но Деннис только покачал головой, и мы снова повернулись к экрану, чтобы подробнее изучить картинку. Ладно, вот ослы, вот толпа парней в рогожке, а затем… Вот оно. Банда цыган поймала пирата, сняла с него голубой китель, расшитый золотой сутажной тесьмой, а затем бросила пирата и его команду в грязи. Послание было получено.
– Майкл, так ты хочешь такой голубой китель?
– Нет, я хочу такой же, но черный.
Сутажная тесьма представляет собой узкий плоский плетеный шнур. Мы не слишком удивились, узнав, что ее традиционно используют для отделки военной формы, чтобы отметить ранг. В моде ее обычно применяют, чтобы скрыть швы, но в нашем кителе мы использовали совершенно немыслимые метражи сутажа, больше чем для любого другого пиджака – от 13 до 18 метров золотого декора из крученых нитей, и такое же немыслимое количество пуговиц. В этом кителе уникальным было уже одно только использование такого редкого материала – сутажной тесьмы, покрытой золотом 750-й пробы. Поскольку ее невозможно почистить, а производство стоит слишком дорого и слишком трудоемкое, на рынке ее было не так уж много. Большая часть покупок золотого сутажа относится к антикварному бизнесу, поскольку этот декор скорей всего производили более сотни лет назад. Одежда папы римского является единственным современным изделием, которое все еще украшают золотой сутажной тесьмой.
Этот китель также был нетипичен еще и потому, что мы пошли дальше и задекорировали не только переднюю часть, но и спинку, хотя обычно одежда Майкла редко украшена сзади. На полочках нашиты 102 круглые золотые пуговицы. Все гусарские орнаменты, украшавшие полочки, спинку, рукава и плечи, выложены золотой сутажной тесьмой. Лента на рукаве – из бордового шелка, а главным элементом кителя является вышитый золотом орел на каждом рукаве.
не знаю, где там 102 пуговицы, я насчитала 80 с гаком. Может, где-то на плечах и на рукавах еще есть. И мог бы кто-нибудь себе представить, глядя на те первые фотки в 1994 году, что эта тесьма не желтая, а действительно золотая? Это ж сколько стоил тот пиджак...
На фотках из книги орла не видно, зато немножко виден вот здесь, на левом рукаве.
[реклама вместо картинки]
http://justice-rainger.livejournal.com/556419.html