http://forever-michael.livejournal.com/ … tml#cutid1
Morinen : Анализ токсикологического отчета
Поскольку показания коронеров в суде крайне запутанные и вызывают много вопросов, а тут уже появились какие-то полусумасшедшие врачи со своим мнением, я решила перевести толковую статью с анализом результатов токсикологической экспертизы. Она последоватльно и наглядно разъясняет все выводы про найденные лекарства. Автор статьи - врач-анестезиолог, предоставляющий медицинские консультации для расследований и судебных процессов.
Конечно, не стоит эти рассуждения принимать за непреложную истину, тем более, что автор к делу отношения не имеет и наверняка написал эту статью о громком деле для рекламы своих услуг. Однако хотя бы ясность в голове появляется.
Токсикология в деле о непредумышленном убийстве Майкла Джексона
На суде доктора Конрада Мюррея, обвиняемого в непредумышленном убийстве Майкла Джексона, начались показания свидетелей, касающиеся результатов вскрытия и токсикологической экспертизы. Сейчас, скорее всего, судьбоносный этап для защиты, которая заявляет, что Джексон спровоцировал собственную смерть, приняв лоразепам внутрь и пропофол внутрь или внутривенно. Показания очень специализированные, с большим количеством медицинской и научной терминологии, которая неизбежно временами сбивает присяжных с толку.
Law Med рассмотрит улики и показания и постарается упростить и прояснить те вещи, которые, по нашему мнению, намеренно запутываются защитой. Мы не виним их, так как это, возможно, их единственная надежда оправдать Мюррея. От фактов, конечно, в этой задаче им мало толку. Хотя мы здесь «упрощаем» информацию, все равно переварить ее непросто. Почитайте чуть-чуть, сделайте перерыв, вернитесь. Если у вас есть вопросы, задайте их в комментариях. Юристы с обеих сторон хорошо подготовились по части фармакологии и токсикологии упомянутых веществ. Если они это смогли сделать, сможете и вы, поверьте. Увидели ошибку? Дайте нам знать. Law Med обладает экспертизой в применении всех упомянутых препаратов и толковании токсикологических отчетов, но судебная токсикология – не наша сильная сторона. Ну а если вы – присяжный, вам, конечно же, нельзя это читать: ай-ай-ай, остановитесь немедленно.
В процессе время вскрытия из разных частей тела были взяты анализы крови (подробнее о значении этих различных образцов – ниже), а также образец содержимого желудка, глазной (стекловидной) жидкости и мочи. Все эти образцы были проверены на содержание различных препаратов, и результаты записаны в итоговых документах о вскрытии.
В организме Майкла Джексона были найдены: лоразепам (Ативан), мидазолам (Версед), диазепам (Валиум), нордиазепам (метаболит диазепама), эфедрин, лидокаин и пропофол (Диприван). Важны в этом деле уровни лоразепама и пропофола, и в меньшей степени – мидазолама и лидокаина. Вот они: (см. картинку)
Диазепам, лоразепам и мидазолам относятся к семейству препаратов, известных как бензодиазепины, и являются седативными снотворными. Они отличаются друг от друга быстротой и продолжительностью действия и временем усвоения. Диазепам и лоразепам обычно прописываются в форме таблеток и показаны для лечения чувства тревоги, и иногда как снотворное. И те и другие таблетки были найдены в доме Джексона. И тот, и другой препарат выпускается также в виде внутривенной жидкости для использования в госпиталях. Внутривенный лоразепам иногда применяется при операциях. Мюррей заказывал лоразепам для внутривенных вливаний в огромных дозах, скорее всего, для почти ежедневного применения. При внутривенном вливании бензодиазепины действуют гораздо быстрее и имеют гораздо более выраженный эффект, чем при приеме внутрь.
У бензодиазепинов низкая токсичность, несмотря на выраженное угнетающее действие на центральную нервную систему. Другими словами, хотя они делают человека очень сонным, даже лишают сознания при высокой дозировке, они редко вызывают остановку дыхания. Даже при передозировке они почти никогда не вызывают смерть. В 2008 году из 78443 случаев приема бензодиазепинов, зарегистрированных в американском центре по контролю за отравляющими веществами, 332 (0,4%) привели к сильной токсичности и только 8 (0,01%) – к смерти. Однако эти вещества усиливают эффект пропофола – то есть при их совместном применении гораздо меньшая доза пропофола требуется для достижения нужного (или ненужного) эффекта. В том числе, для угнетения дыхания или апноэ (временной остановки дыхания). Все бензодиазепины вызывают привыкание, и при их длительном применении развивается толерантность, в результате чего для достижения того же эффекта требуются все большие дозы лекарства.
Хотя Мюррей сказал полиции, что дал Джексону 10 мг-таблетку диазепама (Валиума) в 1:30 утра, это достаточно малая доза. Найденное в организме количество препарата несущественно и не вносит вклад в причину смерти. Нордиазепам является метаболитом диазепама, то есть формируется уже в человеческом организме в процессе усвоения (разложения) диазепама. Эфедрин – обычное, продающееся без рецепта лекарство от насморка, его следы были обнаружены в моче. Об этих препаратах мы далее упоминать не будем, так как они не важны.
Мидазолам обнаружен в крови, как и в моче, в очень малом количестве. Терапевтический уровень мидазолама в крови – 0,08-0,25 мкг/мл. В данном случае нашли концентрацию в плазме 0,0046 мкг/мл. Это ОЧЕНЬ мало. По этим результатам можно заключить, что, хотя Джексон и получил дозу мидазолама где-то в предыдущие 24-48 часов, он получил ее явно не утром 25 июня, и этот препарат не сыграл роли в его смерти. Найденное количество просто слишком мало. Мюррей утверждает, что ввел 2 мг мидазолама в 3:00, и затем еще одну дозу в 7:30. Это, скорее всего, неправда. Почему он это сказал, - совершенно непонятно, судя по уровню в крови и моче, этого просто не могло произойти. Мидазолам усваивается и выводится с мочой довольно быстро, но не настолько быстро. Примерное время полувыведения препарата составляет 2-6 часов. Важная роль мидазолама в этом деле – помимо указания на ложь Мюррея – состоит в том, что Мюррей заказывал его в огромных количествах, поэтому его явно вводили регулярно.
Лидокаин – обычный локальный анестетик, который добавляют к пропофолу перед инъекцией, чтобы минимизировать ощущение жжения. Если вам когда-нибудь накладывали швы или лечили корневой канал зуба, то наверняка сначала кололи лидокаин для обезболивания. Лидокаин не внес вклад в смерть Джексона. Его важность только в том, что везде, где он найден, найден также и пропофол - вполне ожидаемо.
Лоразепам – это бензодиазепин, найденный в доме Джексона, как мы уже сказали, в форме таблеток и раствора для внутривенного вливания. Стоит заметить, что ни один пациент, независимо от условий, не должен иметь доступа к таблеткам того лекарства, которое он уже получает внутривенно. Спальня же Джексона была завалена пузырьками с разными бензодиазепинами, включая, помимо диазепама и лоразепама, еще клоназепам (Клонипин) и темазепам (Ресторил). Есть риск, что пациент самостоятельно примет какой-то из препаратов и этим опасно усилит действие других лекарств или вызовет передозировку, когда врач введет ему препарат в вену, не зная о принятой внутрь дозе.
Это как раз один из сценариев, предложенных защитой. Они настаивают, что Джексон принял до восьми 2-мг таблеток лоразепама, пока Мюррея не было в комнате. Предположительно это случилось в те две минуты, когда Мюррей вышел из комнаты, прежде чем обнаружил, что Джексон не дышит. Они, очевидно, подразумевают, что это привело к смерти Джексона. Можно с уверенностью сказать, что это просто невозможно. Во-первых, при вскрытии в желудке не обнаружили фрагментов таблеток. Во-вторых, всасывание лоразепама из желудка занимает гораздо больше времени. За обозначенный промежуток времени у Джексона не было бы НИКАКОГО эффекта от принятого внутрь лекарства. В-третьих, если даже Джексон принял столько таблеток лоразепама, результат был бы один из двух: либо нет таблеток в желудке и повышенный уровень вещества в крови, либо есть таблетки в желудке и низкий уровень вещества в крови. Вместо этого, у нас отсутствие таблеток и терапевтический уровень в крови (не низкий и не высокий, а вполне ожидаемый от правильной дозы). Терапевтический уровень лоразепама составляет 1-0,2 мкг/мл. В данном случае нашли 0,169 мкг/мл, что согласуется с внутривенным введением препарата доктором Мюрреем и является ожидаемым нетоксическим терапевтическим уровнем.
Коронеры не анализировали содержимое желудка на количество лоразепама, так как кровь показала низкое содержание препарата, и его количество в желудке не относилось к делу. Защита утверждает, что в желудке лоразепама было в 4 раза больше, чем в крови (согласно их собственному исследованию). Однако это никак не сказалось бы на состоянии Джексона, так как на пациента влияет уровень в крови. Скорее они используют эту тактику, заявляя, что Джексон принял лоразепам внутрь без ведома Мюррея, чтобы поддержать свою теорию о том, что Джексон и пропофол выпил без его ведома. Но это кажется большой натяжкой: даже ЕСЛИ Джексон без ведома Мюррея принял перорально лоразепам (лекарство, которое было ему выписано и принималось внутрь много раз до этого), вряд ли он выпьет и пропофол (лекарство, которое ему никогда не давали внутрь). Особенно когда рядом есть кто-то, готовый вводить ему этот пропофол каждую ночь.
Мюррей сказал полиции, что ввел 2 мг лоразепама внутривенно в 2 часа утра, а потом еще столько же в 5 утра. Это сходится с результатами токсикологии и, скорее всего, правда. (Позже в комментариях автор соглашается, что 4 мг – все же маловато для такого уровня в крови, и больше похоже на то, что Майкл получил около 11 мг, как и предположили в суде – прим. пер.) В среднестатистическом организме то количество лоразепама, какое обнаружено в крови Джексона, вызовет заметное угнетение центральной нервной системы (человек будет очень сонным или уснет), и усилит эффект пропофола. Однако у Джексона, который получал бензодиазепины в значительных количествах на протяжении времени, могла развиться толерантность. Для таких пациентов «терапевтическая» доза в крови вовсе не является терапевтической, и для терапевтического эффекта требуется более высокая доза. По этим причинам и лоразепам не сыграл значительной роли в смерти Майкла Джексона.
Итак, мы пришли к главному. Убийца здесь пропофол. Узнать подробности об этом препарате можно в одной из предыдущих записей «Объяснение пропофола: ответы на вопросы» (на англ.).
Посмертный анализ крови на пропофол очень затруднен. В основном потому, что эта тема мало исследована, а также потому, что пропофол ведет себя весьма странно в фатальных дозах. Все, что нам известно на эту тему, тщательно собрано из кучки опубликованных случаев либо смертей от самостоятельного приема пропофола вследствие зависимости, либо – в одном случае – убийства с помощью пропофола. В этих опубликованных случаях посмертный уровень пропофола в крови варьировался от низкого – ниже, чем требуется для анестезии пациента, - до гораздо более высокого. Судя по всему, даже низкий уровень пропофола в крови не исключает его как причину смерти. В то же время нет никаких указаний на то, что уровень пропофола после смерти бывает ложно-завышенным. Иными словами, уровень в крови может быть как обманчиво низким, даже хотя пропофол убил человека, так и высоким, и при этом сложно сказать, сколько именно пропофола было введено.
Учебник Базелта «Распределение токсических препаратов и веществ в организме» (7-е издание) упоминает, что в пяти случаях острого отравления пропофолом посмертный уровень вещества в крови варьировался от 0,5 до 5,3 мкг/мл. Принятый терапевтический уровень в крови после типичной вводящей в анестезию дозы 2,5 мг/кг, составляет 1,3-6,8 мкг/мл. Как видите, есть случаи смертей от пропофола, когда его уровень в крови не превышал нужного для анестезии и при этом вызывал остановку дыхания. Уровень ниже 1 мкг/мл считается седативным уровнем.
В данном случае были получены следующие результаты: в сердечной крови – 3,2 мкг/мл, в больничной крови – 4,1 мкг/мл, в бедренной крови – 2,6 мкг/мл. Это помещает концентрацию пропофола в крови Джексона в «терапевтический» диапазон для общей анестезии. Для человека же, которого не нужно вводить в наркоз до состояния остановки дыхания, эта концентрация ФАТАЛЬНА. Нет никаких сомнений, что Джексон умер от интоксикации пропофолом.
Общее количество пропофола, обнаруженного в желудке, было 0,13 мг. Сравните это с количеством пропофола, которое нужно проглотить, чтобы достичь таких показателей в крови, как видим в отчете. При внутривенном вливании доза должна быть как минимум в районе 100-200 мг, основываясь на содержании пропофола в крови. Это означает, что ЕСЛИ глотание пропофола дает такой же эффект, как его внутривенное введение, то выпить бы пришлось 100-200 мг. Однако в реальности выпить его пришлось бы гораздо больше вследствие особенностей абсорбции пропофола в желудке (согласно той малой информации, что есть на эту тему). Прием пропофола внутрь почти не исследован, так как препарат не предназначен для такого применения.
Что это означает? 0,13 мг пропофола, найденные в желудке, это МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ количество. Допустив даже, что для достижения нужного уровня в крови нужно проглотить всего 200 мг, мы получим, что найденное в желудке количество составляет 0,065% от нужного объема. Это опровергает утверждение защиты о том, что Джексон выпил пропофол и виноват в собственной смерти.
Кроме того, опять же, всасывание в кровь происходит гораздо медленнее, когда лекарство принимается внутрь, чем когда вводится в вену. Мюррей говорит, что вышел всего на пару минут. В такое короткое время, не подействует никакое количество проглоченного пропофола. И невозможно предположить, чтобы весь объем, кроме 0, 13 мг за это время абсорбировался в кровь.
Есть другое, гораздо более вероятное объяснение малой дозе пропофола, найденной в желудке. «Посмертным перераспределением» называют изменение концентраций препарата, происходящее после смерти. В том числе повторное распространение веществ в кровь из внутренних органов, таких как легкие, печень и сердечная мышца. Посмертный уровень препаратов в крови не обязательно отражает картину в момент смерти, так как уровень препаратов может варьироваться в зависимости от того, откуда взяли кровь и сколько времени прошло между моментом смерти и забором образца. Для посмертной токсикологии кровь рекомендуется забирать из бедренной вены из-за ее относительной удаленности от внутренних органов. В сосудах, расположенных ближе ко внутренним органам, ожидается более высокая концентрация вещества. Посмертное перераспределение может также происходить в желудок. Скорее всего, небольшое количество пропофола там образовалось именно вследствие этого.
Некоторые препараты более предрасположены к посмертному перераспределению, некоторые менее. Известно, что пропофол немного перераспределяется, так как видно, что в сердечной крови его найдено больше, чем в крови из бедренной вены (3,2 против 2,6 мкг/мл).
ВЫВОД: Улики не подтверждают предположение о том, что Джексон выпил пропофол.
Мог ли Джексон ввести себе пропофол в вену в то короткое время, пока Мюррея не было в комнате? Да. Однако тогда он не был бы мертв через пару минут, когда Мюррей, по его же словам, вернулся. Через две минуты после остановки дыхания пациента можно легко реанимировать. Если Джексон сам ввел себе пропофол в вену, Мюррея должно было не быть в комнате как минимум 8-10 минут.
Самый вероятный сценарий – после первой ударной дозы Мюррей начал вливание пропофола, и по прошествии некоторого времени ему показалось, что Джексон стабилен. Тогда Мюррей вышел из комнаты поболтать по телефону, а Джексон перестал дышать. После остановки дыхания Мюррея не было еще как минимум минут пять, а вероятно, намного дольше. По возвращении он сразу же понял, что напортачил, и что Джексон мертв. Он убрал и спрятал капельницу с пропофолом, чтобы позже выбросить. Это объясняет задержку звонка в скорую, пока Мюррей паниковал и думал, что делать дальше.
Единственный уверенный вывод из этого токсикологического отчета: Джексон получил дозу пропофола, достаточную для остановки дыхания, и получил ее внутривенно.