«Jam» — песня американского исполнителя Майкла Джексона с альбома 1991 года «Dangerous». Сингл был переиздан в 2006 году для коллекции «Visionary: The Video Singles». "Jam" состоит из агрессивного или тяжелого Фанка, Электронной музыки, Хип-хопа и Рэпа. В середине песни включена партия рэпа, которую исполнил Heavy D]. Музыкальное видео песни было снято при участии легенды НБА — Майкла Джордана. Так же песня повторно вошла в чарты Великобритании в 2006 году, заняв 22 место.
Список композиций
"Jam" (7" edit) – 4:05 "Jam" (Roger's Jeep mix) – 5:54 "Jam" (Atlanta Techno mix) – 6:06 "Wanna Be Startin' Somethin'" (Brothers in Rhythm House mix) – 7:40
Nation to nation All the world Must get together Face the problems That we see Then maybe somehow we can Work it out I asked my neighbor For a favor She said later What has come of All the people Have we lost love Of what it's about
I have to find my peace cuz No one seems to let me be False prophets cry of doom What are the possibilities I told my brother There'll be problems, Times and tears of fears But we must live each day Like it's the last
Go with it Go with it Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't Don't you It ain't too much for me to
The world keeps changing Rearranging minds And thoughts Predictions fly of doom The baby boom Has come of age We'll work it out
I told my brother Don't you ask me For no favors I'm conditioned by The system Don't you preach to me Don't scream and shout
She pray to God, to Buddha Then she sings a Talmud song Confusions contradict The self Do we know right From wrong I just want you to Recognize me I'm the temple You can't hurt me I found peace Within myself
Go with it Go with it Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't Don't you It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't Don't you It ain't too much for me to
Jam Jam Here comes the man Hot damn The big boy stands Movin' up a hand Makin' funky tracks With my man Michael Jackson Smooth Criminal That's the man Mike's so relaxed Mingle mingle jingle In the jungle Bum rushed the door 3 and 4's in a bundle Execute the plan First I cooled the fan Got with Janet Then with Guy Now with Michael Cause it ain't hard too...
Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me too Jam It ain't too much stuff It ain't Don't you It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't Don't you It ain't too much for me to
Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't Don't you It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't Don't you It ain't to much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't Don't you It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't Don't you It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't Don't you It ain't too much for me to Jam It ain't too much stuff It ain't too much It ain't too much for me to Jam It ain't Don't you It ain't too much for me to
Перевод песни Jam (Справляйся)
Народ с народом, весь мир должен идти вместе, встретиться лицом к лицу с проблемами, которые мы видим, и тогда, может быть, мы как-нибудь сможем с ними справиться. Я попросил мою соседку об одолжении, она сказала - "позже". Что произошло со всеми людьми, мы потеряли любовь, или что вообще все это значит? Я должен обрести покой, ведь никто, похоже, не хочет дать мне быть собой. Фальшивые пророки кричат о судьбе, а каковы возможности? Я сказал моему брату - будут еще времена, полные проблем, и слезы от страха. Мы должны жить каждый день так, словно он последний. Вперед, давай, справляйся, этого не слишком много, не слишком много, не слишком много для меня, чтобы справиться. Этого не, этого не слишком много, не слишком, а как тебе? Этого не слишком много для меня, чтобы... Мир продолжает изменяться, переделывая умы и мысли. Предсказания, разговоры об ужасных происшествиях, поколение "Бэби-бума" стало взрослым. Мы справимся с этим. Я сказал своим братьям - не просите меня об одолжении, я воспитан этой системой, не говорите со мной, не надо кричать и орать. Она молится Богу, Будде, потом она поет песни талмуда. Несоответствия вносят противоречия в человеческое сознание. Знаем ли мы, что правильно, а что нет? Я просто хочу, чтобы ты узнал меня в храме. Вы не можете ранить меня, я нашел покой в самом себе. Вперед, давай, справляйся, этого не слишком много, не слишком много, не слишком много для меня, чтобы справиться. Этого не, этого не слишком много, не слишком, а как тебе? Этого не слишком много для меня, чтобы...
[Рэп] Джем, джем, Вот идет человек, о, черт, большой парень стоит, поднимая руку; делаем потрясающие треки с классным парнем, Майклом Джексоном. Smooth Criminal - вот это реальный парень, Майк так спокоен, мингл-мингл - звон в джунглях, Бам, хлопнула дверь, тройки и четверки в связке, чтобы выполнить план, для начала я был простым фэном, познакомился с Джанет, теперь с Майклом, потому что это не трудно - Вперед, давай, справляйся, этого не слишком много, не слишком много, не слишком много для меня, чтобы справиться. Этого не, этого не слишком много, не слишком, а как тебе? Этого не слишком много для меня, чтобы... http://www.myjackson.ru/lyrics/dangerous/515.html
В часть 50-летия Майкла Джордана в 2013 году спортивный журнал ESPN Playbook опубликовал интервью с создателями видеоклипа Майкл Джексона «Jam», в котором участвовал знаменитый баскетболист.
В прошлом месяце мир отмечал пятидесятилетие Майкла Джордана. Но о, вероятно, самом памятном моменте его карьеры вне баскетбольного корта все и забыли. Весной 1992 года Джордан, в то время самый знаменитый спортсмен планеты, работал с Майклом Джексоном, самым знаменитым музыкантом, над видеоклипом к песне «Jam». Когда случилось это событие, не только культура музыкальных видео была в самом расцвете, но и мир никогда еще не видел совместной работы звезд такой величины из разных профессий. Плюс к тому, MJ и MJ были почти тезками.
В то время Джордан вспоминал: «Поначалу я сомневался, стоит ли участвовать, потому что знал, что Майкл попытается вытянуть меня на танцпол, и это будет настоящий позор. Но потом я решил: в конце концов, это же Майкл Джексон! Когда еще выпадет возможность узнать его поближе, да и еще поучаствовать в его видео? Так что я передумал и согласился».
Двадцать один год спустя ESPN Playbook рассказывает о закулисном взаимодействии Джордана и Джексона во время их первого и единственного сотрудничества. Режиссер видео «Jam» Дэвид Келлог и продюсер Фил Роуз, оба до сих пор занятые в бизнесе телерекламы, вспоминают тот легендарный проект:
Келлог: Майкл Джексон сам выбрал Джордана для своего видео, поэтому мы сразу знали, что тот будет участвовать. По-моему, это Джексон сначала поговорил с Джорданом. Джордана тогда было труднее заполучить. Майкл Джексон живет своей музыкой, поэтому он для таких вещей всегда открыт. И он увлечен созданием видео. А Джордана, хотя он и участвовал иногда в побочных проектах, уговорить было нелегко. Мы даже снимали видео в Чикаго только из-за него.
Роуз: Организацией занимался в основном Сэнди Галлин, тогдашний менеджер Джексона. Я знаю, что Майкл был ярым фанатом Майкла Джордана. Когда ты настолько знаменит и хочешь поработать со своим кумиром, устроить это, должно быть, несложно.
По-моему, сначала ставить «Jam» собирался хореограф Майкла Тревис Пейн, но Майкл в то время готовился к мировому туру и Пейн оказался слишком загружен. И тогда в проект пришел Дэвид. Первый наш разговор состоялся по пути в аэропорт – мы обсуждали, что будем делать в Чикаго. «Jam» был нашим первым совместным проектом, но я до этого уже работал с Майклом. Я снимал видео к песне «2300 Jackson Street» с участием всей семьи Джексонов – было весьма интересно, а также еще одно видео в Германии с участием Майкла и Слэша, но это уже после «Jam».
Келлог: А у меня это было первое видео Майкла Джексона. До этого я снимал видеоклипы Лайонела Ричи, Дейва Мэтьюса, много чего для Куинси Джонса и Дэвида Кросби.
Роуз: Когда концепция видео была утверждена, они наняли меня и пригласили познакомиться с тогдашним режиссером, а затем составить бюджет, расписание и начать готовить место съемки – изначально мы собирались снимать в Лос-Анджелесе, в павильоне. Бюджет по тем временам у нас был порядочный. Меньше, чем обычные бюджеты для видеоклипов Майкла, но все равно порядочный – больше миллиона долларов. Я в то время работал на студию Propaganda Films, от чего плавно перешел к работе с Дэвидом, и мы перенесли весь проект в Чикаго. Так пришлось поступить из-за расписания Джордана: у него тогда шли игры. Кроме того в Лос-Анджелесе в то время как раз были восстания.
Это был один из тех проектов, которые сваливаются тебе в руки, и организовывать все приходится прямо по ходу дела. У нас даже не было забронированного места для съемки. Мы буквально прилетели в четверг, а на следующий четверг уже было назначено начало съемок. И за эту неделю нам предстояло найти место, зарезервировать его за собой, построить баскетбольный корт с покрытием, а также провести кастинг людей для съемок в эпизодах. Все делалось буквально в авральном режиме.
Мы начали смотреть доступные площадки в городе, в районе комплекса, где тогда играли Chicago Bulls, на юге Чикаго. Район был довольно заброшенный, и промышленных складов с достаточно высокими потолками там было мало. А потом мы обнаружили разрушенный военный завод, зашли внутрь, осмотрелись, и место оказалось идеальным. Там был огромный открытый зал – кажется, в прошлом сверлильный цех, в котором теперь была мусорная свалка. Художник-постановщик Роб Пирсон выстроил там полноценный баскетбольный корт. Выглядело это удивительно – великолепное напольное покрытие для игры в баскетбол в этом старом заброшенном здании.
Келлог: Бюджет у нас на самом деле был неограниченный. Мы могли позволить себе все, что нужно. Мы там построили очень много, потому что когда мы пришли, это был старый завод в очень плохом состоянии. Он располагался в неблагополучном районе, и внутри был полный бардак. Пол был очень старый и грязный.
Роуз: Мне пришлось встретиться с местным шефом полиции и организовывать съемки, не раскрывая, кто будет участвовать в видео. Мы замаскировали это под рекламу майонеза Hellmann, чтобы не привлекать к себе внимания. В списках актеров и инструкциях для них не упоминалось никаких деталей, которые бы выдали настоящее видео. Все, что сопровождалось надписями и бумагами, было помечено как относящееся к рекламе майонеза. Обычно при съемке рекламы об этом нигде особенно и не сообщается, но указатели для грузчиков и съемочной группы на улице развешивать надо.
Прибытие
Роуз: Когда Майкл Джексон прибыл на съемки, он прибыл под покровом тайны. Его автобус подъехал, и между ним и зданием натянули навес. Так, что весь проход был скрыт от посторонних глаз и никто не мог увидеть Майкла. Шеф полиции в этот момент говорит: «И вы не сказали мне, что тут будет Майкл Джексон! Не могу поверить! Это просто безумие! Надо пригнать больше полиции! Тут же ужас что поднимется!» Я извинялся: «Хорошо, простите, простите…»
Майкл был на площадке уже часа два, когда подъехал Майкл Джордан. Этот просто приехал в своем BMW. Просто подъехал к зданию, припарковался и вышел. Шеф полиции онемел. В его глазах было написано: «Вы что, издеваетесь?!» Я говорю: «Ну да, вообще-то видео про Майкла Джексона и Майкла Джордана вместе». Он говорит: «О боже!» Нагнали еще охраны. По-моему, за Майкла Джордана они переживали даже больше, чем за Майкла Джексона.
Съемки
Келлог: Когда я взялся за этот проект, я уже знал, что оба эти парня – очень хорошие исполнители, хорошо владеющие своим телом. И мы знали, что в видео каждый из них попадет в мир другого. На съемках музыкальных видео часто ты просто ставишь музыку, и люди начинают что-то под нее делать импровизированно. Суть была в том, что Майкл Джордан учит Майкла Джексона играть в баскетбол, а Майкл Джексон учит Майкла Джордана танцевать. Но конкретного сценария у нас не было. Сначала они поиграли в баскетбол: мы просто включили музыку, дали им мяч и снимали, что получается. Потом мы сказали Майклу Джексону: «Покажи ему лунную походку!» Тогда играла музыка, но мы записывали без звука. Потом мы вернулись к этому отрывку и наложили на эту сцену закольцованный голос Майкла Джордана из его мультика. Это было недели две спустя. Глупая была шутка [смеется]. Майкл Джексон провел свою партию.
Роуз: Пришлось много импровизировать, особенно потому что мы работали с двумя людьми с такими плотными расписаниями. Сильная сторона Майкла Джексона – это, конечно, его исполнительское мастерство, а сильная сторона второго Майкла – спорт. Надо признать, что танцевать у Джордана получалось немного неуклюже, но у Майкла бросок в прыжке выходил не лучше [смеется]. Так что мы просто старались поймать эти мгновения между ними, а потом использовать собранные записи.
Результат выглядел очень естественно. Это было больше похоже на документальный фильм, чем на художественный. Я был на съемочной площадке все это время, и зрелище это было поистине невероятное. В нашем бизнесе, когда мы снимаем трюк или взрыв, я всегда говорю Дэвиду: «Смотри на это вживую – в записи посмотреть еще успеешь!» Но когда работаешь с двумя такими звездами и каждую минуту видишь их вживую, это просто ослепляет.
Келлог: Майкл Джексон и его команда очень переживали из-за света. Никто этого не скрывал. Съемки их вдвоем с Джорданом были спонтанные, но когда выступал Джексон, он очень трепетно относился к освещению. Майклу не нравилось боковое освещение, потому что, по-моему, ему казалось, что его лицо выглядит слишком угловатым в таком свете, и тени невыгодно падают. Ему не нравилось, когда свет падал сбоку и одна сторона лица оказывалась в тени. Он предпочитал, чтобы был виден силуэт, либо прямое освещение спереди, и при этом довольно мягкое, так что за камерой мы создавали своего рода световую стену.
В каком-то смысле это был «выгодный» свет – так стали бы ставить освещение в рекламе средств макияжа. Майкл был очень придирчив в этом вопросе. У него был дублер, которого мы использовали в процессе выставления освещения и кадра – и только когда все было настроено идеально, Майкл сам выходил перед камерой. В тот период он еще часто носил хирургическую маску. Но мне показалось, что он отлично выглядел! О нем из-за этой маски говорили всякое…
Роуз: Что немного удорожило наше видео (можно было бы снять дешевле), так это то, что нам пришлось освещать все сразу. Традиционно на съемочной площадке ты снимаешь одну сцену, одного актера, потом перенастраиваешь освещение и снимаешь другого актера. Но поскольку у нас с обоими Майклами было ограниченное время, мы настроили на этом заводе освещение для всего, что только могло нам понадобиться. По этой причине бюджет у нас немного вышел за рамки ожидаемого.
Келлог: Поскольку мы обставили все как рекламу майонеза, нас особенно не беспокоили. Но люди любопытствовали, что там такое происходит. У здания были припаркованы большие машины и трейлеры. Майкл Джексон был очень дружелюбен. Снаружи стояла толпа людей, и он время от времени подходил к окну и приветствовал их. Но мне кажется, люди даже больше собрались посмотреть на Майкла Джордана – наверное, потому что дело происходило в его родном городе.
Роуз: С нами не было представителей прессы (кроме NBA Entertainment), потому что мы так тщательно замаскировали видео под рекламу. Полиция на нас сердилась, что мы не предупредили их заранее, но мне показалось, что так будет лучше. К концу съемок уже начали собираться большие толпы. Полиции тоже стало больше, но это было уже к концу последнего дня, так что нам удалось улизнуть как раз вовремя.
Два Майкла
Келлог: Они оба были очень хорошими людьми, и работать с ними было легко. Они искренне симпатизировали друг другу, и это было видно. Майкл Джордан очень хорошо все воспринял, хотя на его долю выпало больше позора. Майкл Джексон – как ребенок: он принес на съемочную площадку водяные шары и водяные пистолеты, а также машинки с дистанционным управлением. Он с удовольствием дурачился с Джорданом и бегал с мячом. Он не очень хорошо играл в баскетбол. Смотреть на них было забавно. Интересно было особенно потому, что оба они – первоклассные исполнители. Просто Джексон – не игрок в баскетбол, а Джордан не мог повторить танцевальные па. И это выглядело забавно: каждый из них отлично контролировал свое тело, но они делали это совершенно по-разному!
Роуз: В отсутствие Майкла Джексона делать было особенно нечего. На съемочной площадке Майкл вел себя больше как интроверт: мало разговаривал и обычно уходил в свой трейлер. А Майкл Джордан, наоборот, с удовольствием оставался на корте и рад был покидать мяч. Мы пригласили на съемки нескольких ребятишек. По-моему, мы им заранее не сказали, с кем они будут играть, поэтому когда они пришли и увидели этот сказочный баскетбольный корт посреди старого завода, это было для них как сон наяву. Джордан вел себя отлично. Он правда был классным парнем. Совсем не высокомерным, очень дружелюбным и приветливым.
Кегглог: Мы договорились с Джорданом на три дня и знали, что в один из дней он сможет приехать всего на два часа. Я помню, как он обернулся ко мне через плечо и постучал пальцем по запястью, будто показывая на часы. Он знал, что ему пора, и знал, что мы можем затянуть съемки до бесконечности. По его мнению, он к тому времени сделал уже достаточно дублей. Его внимание возможно было удержать примерно настолько, сколько длится матч. Мы даже начали волноваться, что потеряем его. Иногда приходится придумывать какие-нибудь мелочи, чтобы удержать звезду – ему мы купили симулятор игры в гольф, какие бывают в аркадах, чтобы он не потерял интерес.
Роуз: Майкл Джексон работал особым образом: большую часть дел я вел не с ним напрямую. Его всегда окружала секретность. Он очень охранял свое уединение, поэтому его люди всегда выступали посредниками между нами. Вот вам классический пример того, как работал Майкл. В один из дней съемок я позвонил, чтобы сказать: «Майкл, ты нужен нам на площадке». А его люди отвечают: «Он сможет приехать только позже». Я говорю: «Ну хорошо, утро мы найдем, чем занять. А во сколько, вы думаете, он приедет?» А они говорят: «Ну, наверное, через пару дней». Я не понимаю, в чем дело: «Погодите, я звоню из Чикаго. Он же был здесь только вчера! Что случилось?» Они говорят: «У него назначена встреча за обедом». Я говорю: «Хорошо, может он ее отменить? У нас время денег стоит». А они говорят: «Это обед с Президентом» (с Джорджем Бушем). Я говорю: «А-а…» [смеется]. Его расписание было мне неподвластно. Мы остановили съемки, только чтобы Майкл мог посетить этот обед, и ждали, пока он вернется в Чикаго.
Келлог: Я помню, что Майкл Джексон был, вроде как, болен. Не знаю, грипп у него был или что… Пока мы выстраивали кадр, он сидел в углу и выглядел несчастным и нездоровым. Но как только мы включали музыку, он словно оживал. И наблюдать за ним с расстояния четырех метров было потрясающе! Очень воодушевляющее зрелище. По-моему, вся команда и съемочная группа думала: «Как ему удается брать себя в руки и выступать так энергично и четко?» Это было изумительно! До мурашек!
Это, наверное, мое главное впечатление от съемок. Я так и не понял, что это: просто адреналин? Откуда это в нем берется? Это напомнило мне тех спортсменов, которые в решающий момент соревнования могут совершить невозможное.
На Майкла Джордана мы старались не давить. У него был самый разгар сезона, и мы не хотели испортить ему игры. У меня был опыт съемки рекламы с участием спортсменов: бывало, работаешь с ними целый день, а потом вечером они идут на игру, что-то у них не получается, и ты чувствуешь за это свою ответственность.
Реакция публики
Келлог: Теперь я понимаю, что это видео занимает в моей карьере особое место, и мне кажется, публике оно понравилось. Сейчас музыкальные видео – это умирающая форма искусства, но тогда был их самый расцвет. У нас была большая творческая свобода.
Роуз: Мне кажется, людям видео понравилось, потому что Майкл Джордан выступил в необычном для себя амплуа – он фигура из мира спорта и вряд ли делал что-то подобное до этого. Дэвид еще смонтировал видео очень оригинально: как набор интересных ракурсов, которые возникают неожиданно – это был новый прием для того времени.
Когда впервые появилось MTV, это был единственный канал, где можно было «увидеть» музыку. Теперь ее показывают везде. Я за свою жизнь снимал много видеоклипов, рекламных роликов, сериалов и фильмов, и могу сказать, что наибольшая творческая свобода у меня была в музыкальных видео, таких как «Jam». Тебе выделяют бюджет, и ты делаешь то, что считаешь нужным. В этом много творчества, и дополнительные деньги даже не всегда эту творческую свободу определяют.
Главное воспоминание
Келлог: Это даже не режиссерские моменты, а те моменты, когда они просто были вдвоем, а мы пытались запечатлеть это на пленке. Непросто так сводить людей вместе, на самом деле. Я понятия не имел, как они относятся друг к другу. Возможно, они вообще до этого никогда не встречались. Они оба были тогда на вершине славы, и во время их встречи я даже не подумал об этом. Если бы я мог повторить все еще раз, я бы постарался заснять момент их встречи. В этом как раз и была суть видео, а я это немного упустил.
Роуз: Не то чтобы мне запомнился какой-то конкретный разговор, скорее сам Джордан. То, каким он был. Он оказался таким простым, приятным парнем. Я ему сказал однажды: «Будь готов через десять минут», а он говорит: «Я за десять минут даже посрать не успею» [смеется]. Он просто был очень непосредственным. Я был поражен, что настолько знаменитый человек ведет себя как обычный парень.
Перевод: morinen Статья опубликована на сайте ESPN Playbook 14 марта 2013 г.