продолжение
Роуз Файн: домашняя учительница Майкла
Мы с Майклом говорили о Роуз Файн, его домашней учительнице, которая сопровождала «Пятёрку Джексонов» на гастролях. Майкл сохранил привязанность к ней, когда он стал взрослым и помогал ей финансово всю оставшуюся жизнь. Беседа начинается с обсуждения путешествий в самолёте.
МД: Это оставило шрам в моей душе.
ШБ: Что?
МД: Когда турбулентность, а ты летишь и думаешь: мы не выживем.
ШБ: Помнишь ту историю, которую ты мне рассказывал о своей еврейской учительнице?
МД: Роуз Файн?
ШБ: Однажды ты рассказал мне по телефону, что у неё была привычка говорить вам, что если в самолёте летит монахиня, то все умрут.
МД: Она говорила: «Всё хорошо, мы сидим в самолёте, и у нас очень много веры. Я проверяла… в самолёте нет монахинь». Я всегда в это верил.
ШБ: Ты всё ещё ищешь монахинь в самолёте?
МД: Я думаю об этом! Никогда не видел в самолёте монахинь. Она (Роуз Файн) очень мне помогала тем, что держала меня за руку и прижимала меня к себе. После концерта я, бывало, вбегал в её комнату. Мы читали, пили тёплое молоко. Мне это так было нужно. Она всегда говорила мне: «Двери всегда открыты», и оставляла их открытыми.
ШБ: Возможно ли, чтобы человек, не являющийся биологическим родителем, любил ребёнка так же, как любит своего? Ты всех детей любишь так же, как Принса и Пэрис?
МД: Абсолютно.
ШБ: Я всегда замечал в тебе самое удивительное качество. Например, если я говорю: «Принс и Пэрис красивы», ты всегда говоришь: «Нет. Все дети красивы». Ты никогда не даёшь мне хвалить только Принса и Пэрис.
МД: Для меня это так. Я вижу красоту во всех детях. Они все для меня красивы. Я всех их люблю одинаково. У меня бывали споры об этом с людьми, которые не могли с этим согласиться. Все говорят, что своих надо любить больше всех.
ШБ: Хотя Роуз Файн не была твоей биологической матерью, окружала тебя материнской заботой?
МД: Да, и как же я в этом нуждался. Я никогда не был, очень редко был с мамой, когда был маленьким, а у меня замечательная мать. Я вижу в ней ангела, но я всегда уезжал, всегда был на гастролях, мы ездили с концертами по всей Америке, за границу, выступали в клубах – почти всегда были в разъездах. Её любовь мне очень помогла. Мы заботились о ней с Дженет, пока она не умерла. Она умерла не так давно.
ШБ: Как ты думаешь, может быть, мы упомянем её в нашей детской программе?
МД: Да, пожалуйста. Она заслуживает того, чтобы её помнили.
ШБ: Сколько ей было лет?
МД: Она никогда не говорила. Думаю, когда она умерла, ей было за 90. Она говорила: «Когда я от вас уйду, скажу, сколько мне лет». Но когда она ушла, всё равно не сказала. Она была с нами с первого нашего профессионального турне, и пока мне не исполнилось 18. Первое турне было после того, как мы прославились с первым хитовым синглом. У неё были полномочия… скажем, какой-нибудь концерт мог начаться поздно, а она всегда имела право остановить представление, потому что Министерство просвещения не разрешало детям выходить после определённого времени. Но она всегда позволяла, чтобы шоу продолжалось. Она не могла обидеть зрителей.
ШБ: А днём она давала вам уроки?
МД: Ага.
ШБ: Обычные уроки, как в школе? Математику, английский? Она обучала сразу всех пятерых?
МД: Да, всех сразу, по три часа. Она учила и Дженет, всех.
ШБ: Расскажи мне о ней ещё.
МД: Да… Роуз умерла в этом году. Мы с Дженет платили за то, чтобы за ней присматривала сиделка, и за больницу, и если у неё ломался телевизор или электричество, или что-нибудь ещё ломалось в доме, мы оплачивали её расходы. Теперь болеет её муж, так что я забочусь и о нём. Потому что мы чувствовали, что она нам как мать, а о матери нужно заботиться.
ШБ: Ты правда это чувствовал?
МД: Абсолютно. Она была больше чем учитель, и я был так огорчён, что она умерла, а я был очень-очень далеко. Я не мог приехать. Я был в Швейцарии, и Ивви (секретарша Майкла) позвонила мне по телефону и сказала, что она умерла. Я так: «Что? Я в Швейцарии. Я не могу…» Я очень расстроился, но сделал всё, что мог.
Было очень больно, когда я приезжал к ней и говорил: «Миссис Файн, это Майкл», а она говорила: «Ты не Майкл». Я говорил: «Майкл!» А она: «Не говори, что ты Майкл. Ты не Майкл». Что-то происходит с мозгом старых людей, они никого не узнают. Это так больно. Старение – не всегда благородно. Оно печально.
ШБ: Как ребёнок мог бы с таким справиться? Ты постарался сохранить молодость, игривость, всё то, о чём мы говорим. Тебе кажется, что старение – это проклятие?
МД: В какой-то степени, когда тело перестаёт тебе служить. Но когда старый человек впадает в детство, я видел такое, он становится очень игривым, ребячливым. Я очень хорошо отношусь к старикам, потому что у них есть качества ребёнка. Каждый раз, как я попадаю в больницу, я всегда нахожу способ проникнуть в другую палату, чтобы пообщаться со стариками. Как раз пару дней назад я делал это, когда ездил в больницу, а они были так милы, так рады, как мог бы радоваться ребёнок. Они говорят: «Заходи», и мы разговариваем. С ними легко и хорошо.
ШБ: Итак, жизнь – это почти круг. Начинаешь с детства, проходишь через этап взросления, что не всегда безболезненно. В этом множество негативных сторон. Но когда ты подходишь к старости, ты как бы возвращаешься снова в эту невинность, игривость. У тебя появляется больше времени, как у детей. Думаю, поэтому мои бабушка и дедушка так хорошо находят общий язык со своими правнуками.
МД: Старики и дети очень похожи. Они беззаботны, просты, милы. Это почти духовное ощущение. Я не так часто хожу в гости к старикам, как посещаю дома престарелых. У многих болезнь Альцгеймера, они никого не узнают. Но у меня хорошие отношения со стариками. Я люблю с ними разговаривать, они рассказывают столько всего о временах своего детства, какой тогда был мир. Я люблю это. В Нью-Йорке жил когда-то старый еврей, который сказал мне: «Будь всегда благодарен за свой талант и всегда помогай бедным. Помогай людям. Когда я был мальчиком, отец мне сказал: «Вот эту одежду и этот хлеб мы сейчас упакуем, а ты пойдёшь по улице и будешь стучаться в дома, класть на крыльцо пакет и убегать!» Я спросил: «Зачем мне убегать?» И он сказал: «Потому что когда они откроют дверь, мне бы не хотелось, чтобы они испытывали неловкость. У каждого человека есть гордость. В этом и состоит истинная благотворительность»». Я навсегда запомнил эту историю. Это здорово, ведь правда? Он всегда так поступал.
ШБ: А ты жертвовал так, чтобы никто не знал?
МД: Да, я не размахивал флагом. Он (тот человек, о котором рассказывал Майкл) говорил, что настоящая благотворительность исходит из сердца и не ждёт благодарности, и когда он убегал, никто не знал, кто оставил подарок. Было похоже, что Бог оставляет его там, понимаешь? Это прекрасно. Я навсегда это запомнил. Когда я услышал эту историю, мне было лет 11. Помню, он был добрый старик, этот еврей.
В иудейской религии высшей формой благотворительности является та, при которой дающий не знает имени берущего, а берущий не знает дающего. Отсюда традиция каждый день откладывать деньги на благотворительность в отдельную копилку или в публичный фонд, откуда деньги затем перечисляются на нужды бедных.
ШБ: Придерживалась ли она (Роуз Файн) иудаизма? Соблюдала ли обряды? Или она была просто еврейкой по национальности?
МД: Что ты имеешь в виду?
ШБ: Воздерживалась ли она от поездок в субботу, ела ли только кошерную пищу, вот в этом смысле?
МД: Я не помню. Она много рассказывала мне о еврейском народе. Не знаю, ела ли она кошерную пищу, но я всегда за неё переживал, потому что у неё был очень больной сын. Он был доктором, рано умер, и я помню, какой потухшей и печальной была она в день его смерти. Он был прекрасным врачом, окончил Гарвард, был таким высоким, красивым. Он был очень таким интеллектуалом. Не могу представить, как тяжело потерять такого сына. Я вообще не могу представить, как это – потерять ребёнка.
ШБ: Узнал ли ты от Роуз Файн что-нибудь об иудаизме?
МД: Она рассказывала о еврейской культуре. И я никогда не забуду, как в детстве мы поехали в Германию, а она как-то очень притихла. Я спросил: «Что случилось, мисс Файн?» Знаешь, дети ведь чувствуют, если что-то не так с матерью. Она сказала: «Мне здесь не нравится». Я спросил: «Почему?» Она сказала: «Здесь пострадало множество людей». Тогда я впервые узнал о концлагерях, от неё, раньше я об этом не знал. Никогда не забуду это чувство. Она сказала, что там ей было холодно. Замечательный человек. Она познакомила меня с удивительным миром книг и чтения, и я был бы другим, если б не она. Я ей многим обязан, поэтому и посвящаю новый альбом ей.
ШБ: Как ты думаешь, она относилась к тебе, как к сыну?
МД: Она называла меня сыном. Каждый раз, когда мы входили в самолёт, люди видели семерых чёрных детей и чёрного отца, все с большими афро на головах, и с ними маленькую пожилую еврейку. Некоторые останавливали её и спрашивали: «А вы им кто?» И она говорила: «Я мама». Она каждый раз так отвечала, и от неё отставали. Замечательно. Она была необыкновенная. Я не мог без неё.
ШБ: Её любовь была безусловной?
МД: Да.
ШБ: Как ты думаешь, безусловная любовь может быть между двумя не связанными родством людьми?
МД: О Боже, да конечно! Думаю, у неё я этому и научился, я видел эту любовь, ощущал её. Не имеет значения ни кровное родство, ни цвет кожи, ни вера. Любовь есть любовь, она разрушает любые барьеры, ты её просто чувствуешь. Я её вижу в глазах детей. Когда я вижу детей, они как маленькие беспомощные щенята. Такие хорошие! Как можно их обижать? Они так удивительны.
ШБ: Она умерла в этом году. Значит, ты ещё скорбишь. Как ребёнок справляется со скорбью? Ребёнок живёт в раю, совершенном мире, который мы пытаемся себе лишь представить. Позже взрослые развращаются своими войнами, завистью, цинизмом, и вдруг приходит смерть, а с ней может столкнуться даже ребёнок. Каково твоё отношение к смерти? И как ребёнок справляется с ней?
МД. Да… Мне приходилось сталкиваться со смертью, и это очень тяжело.
Часть 2
Годы в рядах Свидетелей Иеговы. Религия
ШБ: Как ты думаешь, ненависть к человеческой гордости происходит из твоего религиозного воспитания?
МД: Оно не раз было источником боли и не раз помогало мне.
ШБ: Каким образом оно приносило тебе боль?
МД: Эээ… (долгое молчание) Когда в прошлом я делал некоторые вещи, не осознавая, что они противоречат религии, и меня за это порицали, это меня почти сломало. Кое-что из того, что я делал как артист, оказывалось нарушением правил, чего я не мог понять, и когда меня подвергли суровой критике, я был очень задет. Меня почти уничтожили. Мама видела, как это было.
ШБ: Ты говоришь об их неодобрении, они тебя отвергали?
МД: Когда я впервые станцевал лунную походку на 25-летии «Мотаун», мне сказали, что я исполнил низкопробный танец, грязный, и многие месяцы мне говорили, что я больше не должен так танцевать. Я сказал, что 90,9% любого танца – это движения бёдрами. Мне говорили: «Мы не хотим, чтобы ты так делал». Так что какое-то время я обходился без этих движений. Потом я снял «Триллер» со всеми этими призраками и упырями, и мне сказали, что это демоническое произведение, прославляющее оккультизм, и Брат Джексон не может быть в этом замешан. Я позвонил своему адвокату и, плача, просил: «Уничтожь плёнку, скажи, чтоб её уничтожили». Благодаря тому, что он не пошёл мне навстречу, у людей сегодня есть возможность смотреть «Триллер». Меня заставили стыдиться того, что я сделал, до такой степени, что я даже отдавал распоряжение уничтожить видео.
ШБ: Итак, ты видел две стороны религиозности – любящую сторону, которая учила тебя ненавидеть гордость и унижение, но кроме этого ты подвергся тому, что можно назвать мелочностью и нетерпимостью.
МД: Дело в том, что они иногда небеспристрастны. Не думаю, что Бог хотел, чтобы было так. Вот я не праздновал Хэллоуин много лет, а сейчас праздную. Я так много потерял. Это же здорово – ходить по домам, а люди тебя угощают. В мире должно быть больше таких традиций, это нас сближает!
ШБ: Вы берёте с собой Принса и Пэрис?
МД: Обязательно, у нас есть друзья в нашем районе, к которым мы ходим, а они угощают нас конфетами. Мне хочется показать детям, что люди могут быть добры. Мы складываем конфеты в сумку, а потом (шепчет) я меняю обычные конфеты на леденцы в виде глаз.
ШБ: Вчера вечером я разговаривал с Эндрю Салливаном, журналистом, бывшим редактором «Новой республики». Мы спорили о гомосексуализме в университете, а потом говорили о тебе, и ему было удивительно услышать о тебе что-то хорошее. Он сказал: «А почему я ничего об этом не знаю?» Я сказал: «Не знаю». Ты так глубоко рассуждаешь, Майкл, вот как сейчас о сути Хэллоуина, да ты просто должен делать пресс-релизы о таких вещах. «Суть праздника Хэллоуин в том, что дети узнают, как добры могут быть незнакомые люди». Мне это нравится! Это хорошая мысль. В этом празднике появляется нечто более значимое, чем просто хождение по улицам и выпрашивание сладостей.
МД: Под своей маской я плачу. Правда. Когда я хожу с ними, и люди говорят «Откройте сумку» - я думаю, как много я потерял в детстве. Я не знал, что это так… Ты смотришь им в лицо, а они дарят тебе подарок. Это замечательно. Дети приходят, открывают сумку, а потом говорят: «О, посмотри на это!» - они так живо откликаются. Думаю, это очень добрая традиция. Это то, в чём я горд за Америку.
Считал ли Майкл, что он избрал Богом?
Были ли у него некая целительная сила?
ШБ: Иисус сказал: «Пустите детей приходить ко Мне». У него столько поразительных высказываний о детях! Многие святые уделяли детям своё время. Ты отождествляешь себя с подобными людьми? Чувствуешь ли ты, что Бог дал тебе больше, чем просто музыкальный талант?
МД: Да, несомненно.
ШБ: …постой. Я считаю, что на Земле у тебя особая миссия. Как у любого человека. Невозможно отрицать, что ты пользуешься редкостной известностью. И важно направить свой авторитет в нужное русло. Это значит, Майкл, если ты хочешь стать кем-то вроде учителя, а не просто выдающимся в сфере развлечений человеком, тебе нужно определиться, что ты несёшь, что ты оставишь людям. Тогда твоя известность может стать для тебя спасением. Я вообще думаю, что слово «развлечение» тебя немного принижает. Ты не развлекаешь, и тебе нужно всегда стремиться быть гораздо большим, чем просто артист. Как ты мне уже не раз говорил, никто бы не смог делать то, что делаешь ты, просто развлекая народ. Эдди Мёрфи развлекает. Он великолепен. Люди смеются. Но никто не живёт в палатках напротив его дома. Ты знаешь, что я хочу сказать. Тебе дана какая-то сила, и тебе нужно определиться, чего ты хочешь достичь с её помощью, как ты собираешься её использовать для Бога и людей? И это должно касаться не только тебя. Это должно быть целью, благородной, возвышающейся над просто развлечением людей. Видишь ли ты себя в такой ипостаси? Ты чувствуешь, что Бог дал тебе определённый дар исцеления?
МД: Да.
ШБ: И когда ты разговариваешь с Гэвином, ты исцеляешь его, а не просто разговариваешь?
МД: Я знаю, что исцеляю его, я встречал детей, которые просто купали меня в своей любви. Им хочется просто дотронуться до меня, обнять, взяться за руку и плакать, и не отпускать. Они меня даже не знают. Иногда, когда мы гуляем, ты увидишь, когда я просто куда-то иду, матери берут на руки детей и дают их мне, чтоб я их подержал. «Дотронься до моего ребёнка, дотронься, обними его!» Это не так, как поклоняются герою, не то, что описывают религии как поклонение идолу.
ШБ: Это не поклонение идолу? Почему, потому что они тебе не кланяются? Потому что они становятся счастливее рядом с тобой? Приближаясь к тебе, люди чувствуют себя невесомыми, им кажется, что они могут чуть ли не ходить по воде. Почему же это не поклонение?
МД: Да, потому что моя религия учит нас, что так поступать нельзя. Если бы я пошёл в свою церковь, ко мне бы там никогда не отнеслись так, как в твоей церкви.
Когда я взял Майкла в синагогу в субботу, люди очень радостно приветствовали его. В церкви Свидетелей Иеговы было запрещено относиться к Майклу не так, как в любому другому человеку. В случае с синагогой мы намеренно не говорили верующим, что придём, потому что он хотел, чтобы его визит был частным, а я хотел, чтобы Майкл ощутил красоту и чистоту Субботы, необременённый шумихой вокруг своей персоны. Но когда люди его увидели, они подбежали, чтобы поприветствовать его и пожать ему руку.
МД: Они могли проявлять радушие после церемонии: «Здравствуй, Брат Джексон. У тебя всё в порядке?» Но обниматься или говорить: «О, о, мы тебя любим» - они бы не стали. Они бы почувствовали, что это идолопоклонство, а это плохо. Плохо, что заходит так далеко. Но ничего плохого нет, когда говорят: «Спасибо, мы тебя так любим».
Близость к Богу
ШБ: Ты получаешь удовольствие от выступлений и занятий музыкой?
МД: Да. Я люблю этим заниматься. Если б это не доставляло удовольствие, я бы этим не занимался. Я занимаюсь этим, потому что по-настоящему это люблю. Нет большего счастья, чем танцевать и выступать на сцене. Это как прославление. И когда ты достигаешь такого состояния, в которое погружаются многие артисты, когда они становятся одним с музыкой, с аудиторией, - когда ты входишь в это состояние, ты как бы погружаешься в транс, вы с аудиторией как бы перенимаете свойства друг друга. Вы начинаете отображать друг друга, чувствовать, что будет в следующий момент. Нужно знать, куда ты направляешь эту силу, и откликаться. Это как игра в пинг-понг. Это как перелёт птиц, и все в стае знают, куда они летят. Или как косяки рыб. Они общаются телепатически, они все на одной волне. То же самое происходит, когда ты на сцене: ты единое целое с музыкантами, с танцем, с музыкой, и ты как бы в трансе. Господи, и все эти люди – они как будто у тебя на ладони. Это невероятно. Чувствуешь, как эта сила тебя трансформирует.
ШБ: Что это за сила, которая даёт тебе такие ощущения? Это божественное?
МД: Это божественно, это чисто, это откровение. Я не хочу, чтобы это звучало с каким-то религиозным оттенком, но эта энергия божественна. Кто-то называет это духом, как чьё-то присутствие наполняет помещение. Кто-то рассуждает об этом более приземлённо. Религии часто принижают значение этого, потому что они говорят об этом как о чём-то демоническом, культовом, дьявольском. Это не то. Это от Бога. Это чистая богоподобная энергия. В ней чувствуется божественный свет.
Иногда я выступаю – как на 25-летнем юбилее «Мотаун» - или исполняю «Billie Jean», или когда я впервые показал «лунную походку», публика кричала. Я делаю всего маленький шажок - и все кричат, ты взмахиваешь рукой – и все «Аааааа!», что бы ты ни делал. Я просто погружаюсь в транс от всего этого. Такое впечатление, что я это всё только чувствую, а не слышу. Я отрешаюсь от всего. Когда песня заканчивается, и ты открываешь глаза, видишь реакцию зала, и удивляешься, потому что ты был в другом мире. Я был там в тот момент, в момент работы.
ШБ: Так что в этом ты ни под кого не подстраиваешься. Возможно, в этом и есть твоя сила как исполнителя. Ты никогда не делал то, что хотят люди, в том смысле, чтобы кого-то успокоить, под кого-то прогнуться.
МД: Нет.
ШБ: Можешь ли ты научить этому других? Если в такие моменты твоё сердце переполняет горечь или ненависть, в эти божественные моменты, как ты их называешь, - очищается ли твоё сердце?
МД: Очищается. Ты становишься выше всего этого. Потому я и люблю это, потому что тебя уносит туда, где никто ничего не может делать. Всё уходит. Это точка невозврата. Это так чудесно. Ты взлетаешь. Это можно почувствовать, и это не значит, что… и все, кто находится в зале, принимают в этом участие.
Отношения Майкла с религией
ШБ: Майкл, я однажды читал в газете, что ты сравнил давление, которому подвергается современная знаменитость с тем, что испытывал Иисус. Ты помнишь об этом?
МД: Нет. Когда это было?
ШБ: Не знаю. Возможно, придумали. Какие у тебя отношения с Иисусом?
МД: С Иисусом… Я верю в Него. А ты веришь в Иисуса?
ШБ: Нет, не верю в его мессианство или божественность.
МД: Ты не веришь, что Он существовал?
ШБ: О, мы верим, что он существовал. Мы верим, что он был праведник, благочестивый иудей, великий учитель нравственности. Но мы не верим, что он был Сыном Божьим или что он был Мессией. Я недавно разговаривал об этом на шоу Ларри Кинга с одной из дочерей Билла Грэма.
Чувствуешь ли ты родство с Христом как личностью? Не кажется ли тебе, что он был взрослым ребёнком, поскольку он предстаёт перед нами как очень мягкое создание с прекрасным нравственным посылом, внешне мягкий и уязвимый? Может ли он считаться человеком, сохранившим ребёнка в своей душе?
МД: Да, безусловно.
ШБ: Потому ему и нравилось быть в окружении детей?
МД: Думаю, если бы я был с Ним рядом, я бы везде следовал за Ним, чтобы чувствовать Его присутствие. Я бы вёл себя как ребёнок, как Ганди.
ШБ: Представляешь ли ты, как он смеётся?
МД: Да, его и Ганди, который хихикает, как ребёнок… так мило.
Этот человек пришёл из ниоткуда и вёл за собой целую нацию. У него не было ни политического статуса, ни правительственного. Вот это настоящая сила. Вот это невероятно. Ганди – он был явлением. О нём был феноменальный фильм, ты видел? (я подтверждаю, что видел)
ШБ: Какие из библейских историй тебя вдохновляют?
МД: Я люблю Нагорную Прововедь. Люблю историю о том, как апостолы спорят между собой о том, кто из них больше, а Иисус говорит: «Пока вы не станете как это дитя, не сделаетесь похожими на детей…» Я думаю, это одно из самых прекрасных высказываний. Вернитесь в невинность.
ШБ: Говорил ли тебе кто-нибудь, что кажется, будто ты пытаешься воссоздать здесь Эдемский сад (разговор происходил в Неверлэнде), свой собственный взгляд на идеальное место, рай, прибежище от всего, что кажется тебе сумасшествием взрослых в этом мире?
МД: Ты первый это сказал.
ШБ: Имеет ли для тебя какое-то особое значение история об Адаме и Еве?
МД: Конечно. Конечно.
ШБ: Скажи, ты видишь в них какие-нибудь черты детей?
МД: Да. Хотел бы я увидеть, как всё это было. Символический ли это рассказ или реальный? Происходило ли всё так на самом деле? Иногда меня смущает, что была такая лазейка. Я задавал об этом вопросы, на которые не могли ответить даже старейшины (церкви Свидетелей Иеговы).
ШБ: Ты много задавал им вопросов по Библии?
МД: О да. Я из тех, кто обычно берёт микрофон и говорит: «А что насчёт того, как по поводу этого?» Они говорили: «Брат Джексон, мы поговорим с тобой позже». И они выдавали какой-нибудь странный ответ, который меня ни в чём не убеждал.
ШБ: Адам и Ева – идеальные существа, они были как дети. Они были созданы взрослыми, но их ситуация уникальна тем, что они также и дети. Они только родились, только были созданы. Поэтому их совершенство – в том, что они и взрослые и дети одновременно. Они представляют собой слияние достоинств тех и других. Поэтому эта история – центральная, нам всем надо дорасти до этого состояния, когда мы внешне взрослые, а внутри всегда сохраняем детские качества. Так значила эта история что-нибудь для тебя?
МД: Но чего я не понимаю – так это того, что Бог их испытывал с этим запретным плодом. Ведь если ты Бог, ты знаешь, что из этого выйдет. И если ты Бог, зачем испытывать, если ты создал совершенное существо, которое не должно быть способным ни к какому злу? И зачем их судить и посылать этого ангела, изгонять их и искушать змеем? Совершил бы Бог такое? Совершил бы я такое по отношению к своим детям? Нет, я бы не совершил. Я не то чтобы сужу или критикую Бога, ни в коем случае. Но иногда я думаю, что это всё символы, придуманные для того, чтобы преподать нам некоторые уроки. Не знаю, было ли это на самом деле. Я бы не проверял ни твоего, ни чьего-либо ещё ребёнка, поступит он правильно или нет. А потом у них появились двое детей (Каин и Авель)… Был ли это инцест? Они оба были мальчиками. Как у них появились дети? На все эти вопросы мне не могли дать ответы.
ШБ: Ты задавал такие вопросы старейшинам?
МД: Угу.
Религия и искание Бога в ритуалах
ШБ: Я всегда говорю, что главная цель религии – научить тебя в 20 лет тому, что ты сможешь понять только в 70. Другими словами, религия в принципе не создана для того, чтобы раскрывать секреты Вселенной. Она ясна, и её глубина как раз в её простоте: будь хорошим человеком, проводи время с детьми, люби Бога. Ты всё это и так знаешь, если тебе 80, но об этом нужно узнать в подростковом возрасте, чтобы ты не растратил жизнь зря.
МД: Правильно, я понимаю. Это то, о чём мы все говорим.
ШБ: Ты один из немногих людей, который кажется религиозным, хотя ты не практикуешь никаких ритуалов. Я имею в виду, что в тебе есть глубокое понимание духовности, но ты не придерживаешься обрядов какой-то определённой религии. Ты скажешь: «Как я поверил однажды, что Бог в церкви, так теперь я верю, что Он везде, Он в моём сердце… Я знаю теперь, что Бог – в тех мгновениях, когда я провожу время с детьми, я нахожу Бога в невинности».
МД: Да, это так, это правда.
ШБ: Видишь ли, ты очень религиозен, но очень важно также соединяться с Богом через ритуалы. Это как моя жена Дебби. Дебби на самом деле более духовна, чем я. Она просто чувствует Бога лучше, чем я. Мне часто требуется сделать, чтобы почувствовать. Я не так чист душой, как она. Я совсем другой.
МД: Так вы не ходите в…
ШБ: Мы ходим в синагогу каждую неделю, да.
МД: Каждую неделю?
ШБ: Обязательно.
МД: В какой день?
ШБ: В пятницу вечером и в субботу.
МД: Всегда?
ШБ: Да, конечно. Помнишь ту службу, которую мы провели в моём доме?
МД: С вами ходят все ваши дети?
ШБ: Да, конечно.
МД: А как много времени вы там проводите?
ШБ: В пятницу вечером около часа. Потом около трёх часов в субботу утром. Потом ещё час после субботнего полудня.
МД: И дети там с вами в течение трёх часов? И хорошо себя ведут?
ШБ: Ну да.
МД: Вот почему они такие послушные.
ШБ: Им это очень нравится. Очень нравится. А однажды в месяц я не хожу в синагогу, а остаюсь дома с ними и учу их молитвам, чтобы они знали, что произносить в синагоге.
МД: Так у вас есть эти молитвы?
ШБ: У нас раз в месяц происходит домашнее богослужение.
МД: Это, должно быть, красивые молитвы.
ШБ: О да, они красивые.
МД: Я знаю, они должны быть красивыми.
ШБ: Они очень просты. Еврейские молитвы не о каких-либо сложных вещах, они о простом. Молитвы связывают нас с Богом в суете будней. Он везде вокруг нас.
МД: Но они же красивые, не так ли?
ШБ: Они о том, как благодарить Бога за дождь, за прохлаждающий ветер. Они о том, как возносить благодарность Богу за все чудеса, которые Он явил в еврейской истории.
МД: Ух ты.
ШБ: Евреи очень древний народ. Он всегда заботился о нас.
МД: Ух ты, а ходят ли в синагогу Мушки и Баба? (Бабой мы зовём нашу дочку Рочел Ли, ей было тогда 3 года).
ШБ: Баба тоже ходит. Но не три раза на празднование Субботы, а только один раз субботним утром с Дебби. Хотя Дебби сейчас беременна, и хотя иногда она ходит три раза, сейчас ходит только по утрам. Ты знаешь, что мы ходим пешком, мы не пользуемся машиной. Нельзя водить машину в субботу.
МД: Как далеко вам приходится ходить?
ШБ: Не очень далеко. Примерно полмили. Не далеко.
МД: Все дети ходят пешком?
ШБ: Все.
МД: Правда?
ШБ: В Оксфорде, где я служил в качестве раввина одиннадцать лет, синагога была очень далеко. В Оксфорде мы каждый раз ходили по 3 мили.
МД: Вместе с детьми?
ШБ: Вечно шёл дождь. Всегда шёл дождь.
МД: Шмули, слушай, вы шли три мили?
ШБ: Три мили.
МД: И они не жаловались?
ШБ: Нет. Иногда они жаловались, если мы поздно возвращались, потому что мы ели со студентами вечером в пятницу, а возвращались часто заполночь.
МД: Я люблю вашу семью.
Карма и справедливость
ШБ: Мне очень нравится, что в Нидерландах служба охраны называется Безопасность… это написано на их бэйджах, униформах, головных уборах.
МД: Не знал.
ШБ: Мне нравится «Безопасность» больше чем «Охрана» потому что они как бы говорят: «Мы не ограждаем вас от всего мира, а просто обеспечиваем безопасность каждого, кто сюда приезжает». Это не так пугающе и более человечно.
У детей очень сильное чувство справедливости. Чаще всего от своих детей я слышу «так нечестно!» Ты только что сказал, что тем людям, которые сделали такое на твоём концерте, сошло это с рук. С одной стороны у детей сильное чувство справедливости, а с другой мы видим, что злым людям многое сходит с рук, и их никто не останавливает.
МД: Это постоянно происходит. Думаю, справедливость важна, потому что в мире много несправедливости, что я ненавижу. «Устал от несправедливости» - начальные слова одной из моих песен на последнем альбоме, «Scream». Это первая строчка. Там есть ещё строчка, которую произносит Дженет (Джексон): «О Боже, я не могу поверить тому, что видела сегодня вечером по ТВ. Мне стало противно от всей этой несправедливости». Я хотел, чтобы люди знали об этом, что людям такое сходит с рук. А я не верю в карму. Думаю, это чушь, потому что так много подлых, злых людей, прорвавшихся наверх. И они живут припеваючи, люди их любят, невзирая на то, насколько они злы.
ШБ: Мне нравится, когда ты делаешь такие сильные заявления.
МД: Ну, мне жаль, но это чушь. Карма – теория, как множество других теорий, придуманных людьми.
ШБ: Что ж, поговорка «как аукнется, так и откликнется» хороша, потому что предполагает правду. Но концепция кармы может быть недоброй, потому что она предполагает, что дети с отклонениями в развитии сделали что-то плохое в предыдущей жизни.
МД: Здесь есть свои тонкости, и я прошу прощения, что говорю так резко. Но я ненавижу каждого, кто говорит что-либо в этом роде. Ребёнок натворил что-то в прошлой жизни, и теперь Бог делает его инвалидом? Как-то раз самолёт с сиротами, летевшими в Америку на усыновление из какой-то страны, разбился. Все дети погибли. Почему? Если бы ты мог спасти этих детей, сидя где-нибудь на Небесах, неужели ты бы не сказал: «Этот не упадёт. Может быть другой, но не этот». Я точно сказал бы так.
ШБ: Были ли у тебя когда-нибудь духовные наставники с Востока, которые пришли бы к тебе и сказали: «Майкл, детей сбивают грузовики потому, что эти дети прелюбодействовали в прошлой жизни»?
МД: Нет, и если бы мне такое сказали, я был бы в ярости и привёл бы им множество причин, почему это просто чушь. Это дерьмо. Это такая же теория, как любая другая человеческая теория о вселенной. Некоторые верят в Большой Взрыв, а я нет. Некоторые верят в Сотворение мира, легенду об Адаме и Еве, что эта вселенная появилась не случайно. Говорить, что эта вселенная была сотворена Большим Взрывом или появилась случайно – всё равно что сказать: «Хорошо, давай разберём автомобильный двигатель, а потом положим детали в тазик и перемешаем». Можно перемешивать всё это 100 лет, и детали не сложатся обратно в двигатель. Чтобы все детали сложились вместе и образовали двигатель, как говорит теория Большого Взрыва - что был огромный взрыв, и у нас появились дети, и деревья, и растения, и воздух, которым мы дышим, кислород. Кто-то должен был это создать, задумать и создать. От наших ресниц и губ до пищеварительной системы. Ты согласен?
ШБ: Самая важная вера любой религии – то, что жизнь сотворена Богом.
МД: Когда я ходил от двери к двери (свидетельствовать от имени церкви Свидетелей Иеговы) и люди говорили: «Мы атеисты», я думал: как? Они не верят в… Я много раз это слышал, и мой брат одно время был атеистом, но думаю, что сейчас нет. Тито был атеистом, несмотря на воспитание в строгой вере Свидетелей Иеговы. Я знаю некоторых известных режиссёров, парень, который снял «Поющий под дождём» и получил академические награды, Стэнли Донен…
ШБ: Какие аргументы ты приводил тем людям, которые, когда ты ходил пионерствовать, говорили, что они атеисты?
МД: Я пытался напомнить им о чудесах жизни, о детях - посмотрите в их глаза – о наших телах, как они слаженно работают, разве это может произойти само собой – бросьте, да ни в коем случае. Затем следовали вопросы о том, зачем мы здесь и кто нам дал право уничтожать друг друга. Ведь мы – единственный биологический вид на земле, убивающий себе подобных. Все другие на этой планете… Я не могу понять, почему происходит вся эта несправедливость. Почему никто на Небесах не остановил Холокост - один из величайших геноцидов, произошедших в мире, от линчевания и рабства до разных других проблем, до Сталина, до…? Не хотелось бы об этом говорить, но и Наполеон тоже. Его превозносят за геноцид (думаю, Майкл имеет в виду все войны, которые тот начал), хотя Гитлера называют исчадием ада, чем он и является. Но они же делали одно и то же. Один делал это для своей страны, но и другой тоже! Множество людей умерло из-за Наполеона. А ему ставят памятники.
ШБ: Ну, таким злобным, как Гитлер, никто не был. И Наполеон, хотя и начал много войн, был всё же великодушным диктатором, и его ни в коем случае нельзя сравнивать с Гитлером. И всё же в его время англичане и другие народы называли Наполеона не иначе как «чудовище». Его называли антихристом.
МД: Но он умер в одиночестве на одиноком острове.
ШБ: Ты любишь историю?
МД: Я люблю читать об этом, но не знаю, чему верить, а чему нет. Потому что я знаю, сколько написанного обо мне переврано… обо мне… сколько же в истории переврано. Начиная с того, как нашу страну забрали у индейцев, а Австралию у чёрных аборигенов, устроив апартеид, кончая тем, сколько вообще было убито чернокожих.
ШБ: Знаешь, что причиной смерти местного населения Америки, а также многих рабов, которых привезли из Африки, были болезни и микробы? Почти 90% коренных американцев умерли из-за европейских болезней. Видишь ли, у европейцев в крови выработался иммунитет ко многим болезням. Но коренные американцы такого иммунитета не имели, и европейские микробы убили около 87 процентов местных народностей в Америке, а что-то около 95% аборигенов тоже умерли от болезней. Они жили в более благоприятных условиях без всех этих европейских болезней.
МД: Не верю в это. Прости, я не верю.
ШБ: Знаешь, когда я недавно был в Австралии, они решали, должно ли правительство в конце концов извиниться перед аборигенами.
МД: Я всё об этом знаю. Помнишь, я рассказывал об этом Франку? (Франк Касио был с нами в комнате во время этой беседы). Они сказали, что если они извинятся, то должны заплатить им так же, как сейчас платят евреям за Холокост. А они не хотят платить, потому и не могут извиниться. Они сделали ошибку, потому что боялись, что к ним придут с протянутой рукой за деньгами.
ШБ: Ты думаешь, им надо это сделать?
МД: Несомненно. И я отдаю должное евреям за то, как они отстаивают своё прошлое. Да. Немцы платили евреям 47 миллиардов долларов.
ШБ: На самом деле и приблизительно не так много. Но евреям никогда не платили за их рабский труд и конечно они никогда не примут эти деньги, цену крови, за 6 миллионов убитых. Скорее, им вернули 10 миллионов долларов за конфискованную собственность, которая была украдена или разрушена нацистами и их приспешниками, и даже тогда евреи получили только крупицу того, что потеряли.
МД: Но мне очень не нравится, что люди по сей день считают, что плохи все немцы, ведь это не так.
ШБ: В Библии мы несём ответственность только горизонтально, не вертикально. Например, если я увижу, что ты бьёшь Фрэнка и не останавливаю тебя – я тоже ответственен, потому что я был свидетелем происходящего, но решил просто смотреть, не вмешиваясь. Но Принс не понесёт за это ответственность только потому, что он твой сын. Вот что значит горизонтальная, а не вертикальная ответственность. Он не может быть в ответе за то, что делает его отец. Так что и мы, конечно, не виним нынешнее поколение немцев за то, что сделали их родители. Но мы виним поколение, творившее всё это, как и тех, кто молча наблюдал.
Расизм, религия и антисемитизм
ШБ: В общем, ты стал выразителем мнения людей, с которыми обходятся несправедливо. Как в песне «They Don’t Care About Us», главная мысль которой – они не заботятся о ком? О бедных? О третьем мире?
МД: Что ж, я бы сказал, они не заботятся о нас, о тех, к кому отнеслись несправедливо, о том, кого объявили вне закона, к тем, кого называют «ниггерами», кого называют жидами (слово, за использование которого меня осудили). Когда я был маленьким, у нас были адвокаты-евреи, бухгалтеры-евреи. Они чуть ли не спали со мной рядом, но они называли друг друга «жид». Я спросил: «Что это значит?» и мне сказали: «Это плохое слово для обозначения еврея. Как для чёрных ниггер». Я только вздохнул. Так что я с детства знал, что когда человека хотят унизить, о нём говорят «ниггер», «жид». А они это слово использовали. Они это неправильно воспринимали. Я бы так никогда… знаешь.
ШБ: Ты пытаешься заступиться за тех, у кого нет права голоса?
МД: Да, кто лишён этого права. Я бы никогда не учил кого-либо ненависти. Я совсем не об этом говорю.
ШБ: Гордишься ли ты тем, что ты американец? Чувствовал ли ты, давая все эти концерты за рубежом, что ты каким-то образом представляешь Америку?
МД: Надеюсь, меня поймут правильно, когда я скажу то, что сейчас скажу. Но я чувствую себя гражданином мира и не желаю принимать ничью сторону. Несмотря на то, что я американец, родился в этой стране, многим здесь горжусь, а многим гордиться и не приходится… например, невежеством, вот такими вещами, как на картине Нормана Роквелла, на которой изображена девочка, идущая в школу, а в неё бросают разными предметами.
Я не понимаю расизма. Моя мама – а она ангел, просто святая – как-то раз ехала из магазина, всего в квартале от дома в Энсино. Мама так любит каждого человека, а тот белый закричал ей из машины: «Убирайся обратно в Африку, ты, ниггер!» Это так меня ранило, ведь такое случилось с моей мамой… это было не более пяти лет назад. Он просто завидовал.
Знаю, как мои братья парковали свои Роллс-Ройсы, а когда возвращались, видели, как какие-то мальчишки брали ключи и царапали машину, потому что она принадлежала чёрному. Я так ненавижу подобные вещи. Ведь цвет кожи человека не имеет ничего общего с тем, какой он внутри.
Я люблю и еврейских детей, и немецких, и азиатских, и русских. Мы все одинаковы, и у меня есть замечательное доказательство этому. Я даю концерты во всех этих странах, и везде они одинаково кричат на моих шоу. В тех же местах концерта люди впадают в истерию, падают в обморок. Чем не доказательство? Мы одинаковы во всём мире. Я слышал, что русские упрямы, а у немцев нет чувств и эмоций. На концертах они столь же эмоциональны… даже больше, чем американцы. Некоторые из моих самых преданных фанатов живут в Германии и России. Они стоят на холоде, на дожде, просто чтобы увидеть. Они кричат: «Мы хотим исцелить мир! Мы любим тебя». И всё это молодые люди, понимаешь, они не имели ничего общего с войной или установлению этих бесчеловечных режимов. Они другие, понимаешь. Новое поколение – другое. Они удивительны. И я чувствую себя гражданином мира. Не могу стать на чью-то сторону. Поэтому я не люблю говорить: «Я - американец». Вот по этой причине.
ШБ: Не кажется ли тебе, что на столь блестящее развитие твоей карьеры повлияло то, что ты был одним из первых невероятно успешных и известных чернокожих артистов? Не было ли проявлением расизма, подобного тому, которое испытала твоя мама, то, что люди порой вели себя по отношению к тебе нечестно?
МД: Да, потому что до меня были ещё Гэри Белафонте, Сэмми Дэвис младший, Нэт Кинг Коул. Они были прекрасными артистами, людям нравилась их музыка. Но им так не поклонялись, они не заставляли людей плакать и не слышали «я тебя люблю и хочу за тебя замуж». Их одежду не рвали на кусочки и не было такой истерии и криков. Они не играли на стадионах. Я первый сломал стереотип, и белые девушки, шотландки, ирландки стали кричать: «Я люблю тебя, хочу тебя…» Многим белым журналистам это не нравилось. Это создало трудности для меня. Я ведь был первым, и обо мне начали сплетничать. «Он странный». «Он гей». «Он спит в барокамере». «Он хочет купить кости человека-слона» - всё это настраивало людей против меня. Они старались уколоть побольнее. Кто-нибудь другой на моём месте уже умер бы от наркомании, доведись ему испытать то, что испытал я.
ШБ: Что дало тебе силы так стойко держаться?
МД: Вера в детей. Вера в молодёжь. Вера в то, что Бог дал мне всё это для того, чтобы я мог помочь своим детям.
ШБ: Значит, при том, что люди постарше отнеслись к тебе с неприязнью, ты всё ещё веришь, что молодое поколение в душе доброе?
МД: Абсолютно. Я по сей день пытаюсь это понять. Откровенно говоря, у меня проблемы с еврейским вопросом. Большие проблемы.
ШБ: С каким еврейским вопросом?
МД: Когда я наткнулся на цифры, сколько детей погибло только в Холокост… (еле сдерживает слёзы) Как человек мог такое натворить? Я не понимаю. Не важна национальность. Это просто не укладывается в моей голове. Я совершенно этого не понимаю. Правда. Какой режим… не понимаю таких вещей. Может ли кто-то заставить другого так сильно ненавидеть? Возможно ли так изменить сердце человека? Со мной бы так не вышло. Смог ли бы кто-то так изменить твоё сердце? Прости.
ШБ: Такое можно сделать с другим, только если он восприимчив или если он разорвал связь с Богом, который требует от нас праведности.
МД: Гитлер был гениальным оратором. Он мог заставить множество народа измениться и начать ненавидеть. Он мог бы стать шоуменом, да он и был им. Перед тем, как начать говорить, он выдерживал паузу, выпивал воды, а потом откашливался и оглядывал аудиторию. Это то, что делает артист на сцене, желающий привлечь внимание. С первых же слов он впадал в ярость и в своей речи никого не щадил. Но откуда он взялся? Я знаю, что он плохо учился в школе и хотел стать архитектором. Он был неудачником во многом. Но думаю, свою книгу «Mein Kampf» он написал в тюрьме, да? Я думаю да.
Майкл блестяще описал Гитлера как шоумена. Позднее я просмотрел много выступлений Гитлера, и Майкл был абсолютно прав. Гитлер готовился к выступлению, делал паузу, заставлял публику ждать его слов, затаив дыхание, и только потом медленно начинал говорить.
ШБ: Когда он написал книгу и начал формулировать свои идеи?
МД: Да, да. Он построил себя из такого сильного гнева, в то время как Нельсон Мандела сделал противоположное. В тюрьме он стал как овечка. У него не было сожалений, до сего дня, хотя ему уже 80 и молодость прошла – ведь он так долго был в тюрьме – и он ни о чём не жалеет.
ШБ: Прошла ли его молодость?
МД: Нет, он очень симпатичный, очень детски-непосредственный.
ШБ: Он любит смеяться?
МД: Он любит детей, потому что когда я пришёл с ним повидаться, со мной было несколько детей, и говорили, что детям нужно остаться, можно войти только Майклу Джексону. Я сказал: «Уверен, что мистер мистер Мандела не будет против повидаться с детьми. Я не войду, пока не пустят детей». Помню, его представители посмотрели на меня так (делает строгое и подозрительное лицо), а когда вернулись, сказали: «Заходите все». Первое, что сделал Мандела, он подбежал к детям, поднял их и стал обнимать. Я знаю, что он такой человек, он любит детей. Он поговорил с ними, и только потом пожал мне руку. Думаю, я был прав.
ШБ: Считаешь ли ты себя противоположностью Гитлера? Бог дал тебе феноменальную харизму, и в то время как Гитлер представлял собой зверя в облике человека, от тебя исходит какая-то непорочность и доброта. Самые тёмные пагубные силы воплотились в немцах под руководством Гитлера. Теперь Бог дал тебе такую же феноменальную харизму. Используешь ли ты её, чтобы нести в мир непорочность и доброту?
МД: Надеюсь, что это так. Людей можно изменить. Посещение моего шоу сродни религиозному опыту, потому что ты приходишь одним человеком, а уходишь другим. Это правда.
ШБ: Является ли твоей целью пробудить в людях доброе, а не только развлечь их?
МД: Совершенно верно, и мы это делаем. Ты бы видел кое-что, что мы делаем на концертах. Например, мы вытаскиваем на сцену армейский танк, из которого выглядывает солдат и целится во всех. А потом он целится в меня, а потом зрители начинают свистеть на него. Это происходит в каждой стране… а я беру автомат, кладу его на землю, и все начинают кричать. А потом маленькая девочка – у нас всегда выходит такая девочка-крестьянка – выходит с цветком и даёт его солдату, протягивает руки с цветком к его лицу, и он падает на колени и плачет. И каждый раз зрители сходят с ума. Потом я произношу речь, и выходит мальчик-сурдопереводчик и переводит мою речь, а я смотрю в зал, и все плачут. Так происходит во всех странах. Это часть постановки «Earth Song». Я как посол доброй воли во всём мире, несу это послание. Потом мы исполняем «Heal the World», и дети разных национальностей водят хоровод вокруг огромного глобуса, а на заднем плане – большой экран, на котором показаны лидеры всех стран, и всё это удивительно. В то время как другие поют о сексе, о том что «I want to get in a hot tub with you baby and rub you all over», только я подвергаюсь нападкам в прессе как человек не в своём уме. Ты видишь в этом какую-то логику?
ШБ: Нет, конечно, это неправильно.
МД: Ведь так не должно быть, правда?
ШБ: Всё меняется на твоих глазах.
А что если они не поймут? Что если они такие же, как нацисты, просто злые люди?
МД: Не могу представить, чтобы я не мог достучаться до их сердец хоть каким-нибудь способом.
ШБ: И ты думаешь, что если бы тебе довелось остаться с Гитлером один-на-один, ты бы мог.
МД: Абсолютно уверен в этом! Вокруг него было множество людей, которые соглашались с ним, потому что боялись его.
ШБ: Ты думаешь, что если бы тебе можно было хотя бы час поговорить время с Гитлером, ты бы нашёл способ достучаться до его сердца?
МД: Уверен в этом. Знаю, что нашёл бы.
ШБ: С Гитлером? Да ладно, Майкл! С Гитлером?! Значит, ты не веришь, что есть люди, абсолютно злые по природе, до которых нельзя достучаться? И ты не веришь в то, что зло должны быть наказано, потому что получается…
МД: Нет, я верю, что им можно помочь, говорить с ними. Надо показать им, что что-то в их жизни пошло не так, и они не ведают, что творят. Они часто не понимают, что поступают плохо.
ШБ: Но Майкл, есть же люди, которых не переделаешь. Как Гитлер. Он – воплощение зла. В нём не было ничего человеческого, не к чему было обратиться. Ты бы говорил с хаосом, с мраком, который ты не можешь себе представить. А как насчёт маньяков, убивших множество людей? Не думаешь ли ты, что их нельзя было исправить? Они – убийцы, и должны быть жестоко наказаны.
МД: Мне жутко даже думать об этом. Так бы хотелось, чтобы кто-нибудь пробудил их сердца.
ШБ: А если они уже натворили много зла? Уже убили своих жертв?
МД: Плохо, если уже натворили.
ШБ: Я хочу внести ясность. В тебе есть способность смотреть на мир глазами ребёнка. Но с другой стороны – то, что ты, как любой ребёнок, не можешь принять целиком идею того, что человек может быть по-настоящему злым (поэтому дети так доверчивы). Даже когда зло смотрит прямо на тебя, ты говоришь, что в нём есть нечто доброе. Так что я не стал бы просить такого, как ты, разработать юридическую систему наказаний, потому что не в этом заключается то, что ты несёшь в этот мир, и честно говоря, ты не смог бы справиться с таким заданием должным образом. Наказание приходит в мир, когда человек начинает поступать «как взрослый», жестоко, и тогда его нужно наказывать. А в мире детей таких вещей даже не существует, и ребёнка не наказывают так же, как взрослого. Но всё-таки, Майкл, ты правда думаешь, что смог бы достучаться до Гитлера?
МД: Ага. Да.
ШБ: Попытавшись найти в нём хорошие черты?
МД: Да, думаю, я бы смог. Я правда думаю, что смог бы. С ним никто по-настоящему не разговаривал. Думаю, его окружали подхалимы. Не люблю говорить такое, но таким было его окружение, и он этого хотел.
ШБ: И никто не выступал против него?
МД: В Германии были такие люди. Его даже пытались убить, помнишь?
ШБ: Да, Клаус фон Штауффенберг. Но он и его сподвижники насчитывали, самое большее, несколько сотен среди населения в 10 млн человек. По этому вопросу мы с тобой занимаем слишком разные позиции, Майкл. Гитлер был зол по своей природе. Ты бы не смог изменить его. Единственное, что можно сделать с подобными людьми – это очистить от них мир.
Значит, ты простил всех кроме некоторых представителей прессы, поступающих подло, и людей, которые обижают детей?
МД: Да.