Вначале приведу пост Брайана Лорена – композитора, музыканта и продюсера, записавшего с Майклом несколько песен (преимущественно невыпущенных). Рассказ, честно говоря, отдает хвастовством и некоторой обидой на то, что большинство песен Брайана не попало в альбомы MJ, но все равно интересно:
Всегда тяжело терять человека, которого ты называл другом. Но еще тяжелее бывает, когда он понимал про тебя нечто такое, чего большинство людей понять не может. Для меня таким человеком был Майкл.
Я провел с Майклом очень много времени: и в студии, и в личном общении. Помимо прочего, Майкл встречал по крайней мере одно Рождество и один День Благодарения у меня дома. Мы были вдвоем. Мы кучу времени провели за разговорами – о жизни, музыке, живописи, кино, людях, женщинах (да-да, о женщинах), и о том, что значило для него быть тем, кем он был, во времена, на которые пришлась его карьера. Мы говорили об Элвисе. Он на самом деле задавался вопросом, будет ли его музыкальное наследие считаться столь же великим, как наследие Элвиса. Я всегда уверял его, что будет. Я был с ним в Нью-Йорке, во время работы над HIStory, в то время, когда он начал встречаться с Лизой Мари. Я, на самом деле, даже ревновал тогда немного. Она всегда казалась мне очень привлекательной (lol). Я был с ним, когда он решил пойти на вручение Оскаров с Мадонной. Я часто наведывался в Неверлэнд и гостил там. Я провел много дней в его «Укрытии» – так называлась квартира Майкла в Вествуде, в Лос-Анджелесе. Помню, как-то он повел меня в комнату, где хранил свой гардероб из тура Bad, и показал куртку, в которой выступал на сцене, исполняя Thriller. Она выглядела так же, как в видео, только была дополнительно оснащена неоновыми лампочками, которые загорались во время танца. Я примерял ту куртку. Она была ТЯЖЕЛАЯ – как мне показалось, весила килограммов 15. Даже не верилось, что он носил ее, да при этом еще и танцевал. Тогда я впервые понял, насколько же он сильный для своего худощавого телосложения.
Несколько раз мы ездили в студию Tower Records на большом белом пикапе, который он тогда водил. Прежде чем выйти в магазин, он обычно надевал очки, шляпу и эдакие престранные зубы. Неизменно кто-нибудь узнавал его и начинал глазеть, но обычно люди вежливо позволяли ему сделать покупки. Помню, однажды мы ехали на моей машине по 101-ой трассе из «Укрытия» в студию. Майкл был на пассажирском сиденье. В какой-то момент мужчина за рулем в машине справа от нас, посмотрел в окно – прямо на Майка с его фирменной шляпой и кудряшками. Потом, осознав увиденное, бросил еще один взгляд и пожал плечами, как бы говоря: «Да нет, не может быть!» Вышло смешно. А еще были люди. Нескончаемая череда выдающихся людей, которых я узнал только потому, что был с ним, когда они появлялись. От Майкла Милкена и Эдди Мерфи до Стива Винна и Литтл Ричарда. (Я сделал аранжировку песни, которую он написал для шоу Зигфрида и Роя в Лас-Вегасе.) Продолжать список можно долго.
У меня до сих пор осталась шляпа, которую я снял с него как-то в студии, когда он надоедал мне, тыча в мою тарелку с едой. Он тут же в смущении ретировался, потому что на его прическе остался след от шляпы (lol). Я хорошо помню, как однажды он привез в студию Бабблза (шимпанзе), и Бабблз засадил мне с размаху ладонью в грудь (больно было, блин!). После этого я отказался к нему приближаться. Майкл сказал: это означает, что я ему понравился. Его это ужасно позабавило.
Мы смеялись над шутками, которые были понятны только нам двоим. Иногда в комнате, полной людей, один из нас смешил другого чем-то, что у остальных вызывало недоумение. Мне было очень приятно, когда Майкл сказал, каким талантливым он меня считал, ведь я-то знал, что мир думал о нем. Так же приятно мне было работать с ним.
Мы вместе записали двадцать с чем-то треков. К сожалению, многие из них так и остались незаконченными. Когда мы записывали вокал, я всегда, помимо ведущей партии, любил слушать, как он создавал бэк-гармонии. У него был по-настоящему уникальный голос. Очень чистый тон и отличный тембр. В песне для Симпсонов "Do The Bartman", бэк-вокал в связующей части принадлежит только мне (вопреки тому, что говорила пресса в то время), но гармонии в припеве исполняли мы вдвоем. Мы спели мелодию одновременно – это был быстрый и безболезненный процесс. Я смикшировал запись, и уверяю вас, оба вокала имеют одинаковую силу. Там слышны два человека, и получилось так слаженно! Это было очень круто – мне никогда раньше не удавалось так легко спеть бэк-вокал с кем-либо дуэтом.
Сопровождающий хор в песне ‘To Satisfy You’ с моего CD ‘Music From The New World’ записан его голосом, потому что эту песню я изначально написал для него, для 'Dangerous'. Когда было решено, что он ее не возьмет, я сказал, что хочу оставить его вокал и включить песню в свой альбом. Он ответил: «Конечно!»
К ‘Superfly Sister’ с ‘Blood On The Dance Floor’ мы добавили лишь заключительные штрихи через несколько лет после того, как я написал этот трек (я начал песню еще во время сессий ‘Dangerous’). Это придало мне уверенность, что мы всегда можем вернуться к чему-то, что начали давно. Такое бывало у Майкла нередко, пример – ‘They Don’t Care About Us’ с альбома ‘History’. Эту песню он начал еще даже до того, как я присоединился к нему для записи 'Dangerous'. Я услышал ее одной из первых, но тогда ее забраковали. ‘Earth Song’ также была начата во время 'Dangerous'.
Период 'Dangerous' был для меня нелегким. Мы тогда записали очень много музыки, и вся она в итоге не попала в проект, да и еще много чего произошло, во что я углубляться здесь не буду. Но могу сказать, что я провел много прекрасных часов с Майклом и написал с ним отличную музыку. В некоторых, даже незаконченных песнях слышен большой потенциал. В течение следующих месяцев я запощу некоторые из них - написанные в достаточном объеме, чтобы этот потенциал был слышен.
Когда мы начали работать, я надеялся вернуться к той форме ощущений, которую давал 'Off The Wall' или даже 'Thriller'. Они оставляли ощущение органичности содержимого. 'Work That Body' – законченная песня, в которой Майкл повторяет (по моему настоянию) рэп из песни 'ABC'; Jackson Five. Он НЕ ХОТЕЛ этого делать (lol), но потом уловил ироничность такого хода. Я продюсировал этот трек и исполняю всю музыку на нем. Там нет синтезаторов, так как я обычно не использую их в работе. Мы вдвоем написали слова и мелодию.
Я вообще-то давно собирался запостить здесь эту и другие песни, потому что они все равно каким-то образом просочились в интернет. Я иногда получаю письма с вопросами, мои ли это песни. Так вот, финальный и официальный ответ: да. Многие из этих песен – мои: спродюссированы мной и написаны в соавторстве с Майклом. Печально, что у меня руки до них дошли только в связи с таким грустным поводом, но, думаю, людям, которые любят Майкла, сейчас будет особенно приятно услышать его невыпущенные песни. Для меня тоже есть в этом какой-то катарсис.
Я горжусь тем, что про продюсировал и писал для Майкла. Я очень горжусь тем, что могу назвать его своим коллегой и другом. У нас была такая дружба, какая была у него мало с кем. Я очень ценил ее и очень опечален его внезапным безвременным уходом. Передаю наилучшие пожелания и соболезнования его детям и всей семье Джексонов. Само собой разумеется, мне будет его не хватать. R.I.P., братишка...
Кое-какие композиции действительно можно послушать у Брайана на MySpace: http://www.myspace.com/bloren2
В т.ч. Work That Body (отличная песня, кстати), To Satisfy You (Майкл Джексон у на подпевках у БЛ, хаха, есть чем гордиться!) и Do The Bartman (если он не врет про то, что припев записывали дуэтом, моя челюсть на полу)
Дальше беседы с форума:
Фанаты имеют склонность идеализировать своих кумиров, а на самом деле они ведь тоже люди. Мне сложно поверить, что MJ ни разу не потерял терпение, ведь это свойственно любому человеку. Расскажите, что происходило, когда он злился из-за чего-нибудь? И что могло его разозлить?
Роб: Я никогда не видел MJ разозлившимся. Удивительно! Если что-то не складывалась так, как он того хотел или ожидал, он говорил "ok" и переходил к следующему этапу.
Чье руководство стоит за столь синтезированным механическим звучанием Bad? Bad звучит как продукт своего времени, более чем любой другой альбом MJ. Это звучание идет альбому на пользу, но оно так далеко от напичканного синклавиром Thriller и от органично звучащего Dangerous, что это должно было быть сознательным решением. Кто придумал такое выделяющееся звучание?
Расс: Я думаю, видение Майкла заключалось в том, чтобы начать подготовку альбома с создания совершенно новых звучаний, с которыми до этого никто не работал. В случае Bad Майкл Боддикер и Грег Филлинджейнс достигли этого с помощью множества синтезаторов (ими был целиком забит большой трекинг-зал в студии), а также самого большого в мире Синклавира, которым в то время управлял Крис Каррелл.
Thriller играли в эфире таааааааааак много, что к тому времени, когда я начал работать над Bad, я убрал Thriller подальше и не смотрел в его сторону вплоть до недавнего времени, пока не начали появляться диски Special Edition. Когда я купил "Thriller" Special Edition, это была моя первая копия Thriller на CD. Я поразился тому, насколько аранжировки большинства песен просты по сравнению с Bad, – а тогда, на волне успеха Thriller после первого релиза, мне это даже в голову не приходило.
Примерно половина мелодий в Bad звучит «между клавиш» (микротон между звучаниями соседних клавиш на фортепиано): как/почему это произошло?
Расс: Bad записывался на пленку, когда ProTools еще не вышли на рынок. Вообще нашим единственным компьютером в студии тогда был брюсовский Mac SE-30. Треки получились «между клавиш» в результате обработки пленки на VSO (в оригинале VSOing the tape, не знаю, что это значит – прим. пер.) и небольшого ускорения, чтобы сделать песни повеселее для радио. У нас были сессии прослушивания, на которых мы подбирали идеальный баланс обработки… очень весело.
Вот рисунок, который сделал Майкл в студии во время работы над Bad – я подумал, вам будет интересно посмотреть. Майклу тогда было 28 лет. Я однажды спросил его, собирается ли он включать рисунки в буклет Bad, как сделал в Thriller, – мне они очень нравились. Он сказал, что включит, если время позволит.
Помню, как-то он повел меня в комнату, где хранил свой гардероб из тура Bad, и показал куртку, в которой выступал на сцене, исполняя Thriller. Она выглядела так же, как в видео, только была дополнительно оснащена неоновыми лампочками, которые загорались во время танца. Я примерял ту куртку. Она была ТЯЖЕЛАЯ – как мне показалось, весила килограммов 15. Даже не верилось, что он носил ее, да при этом еще и танцевал. Тогда я впервые понял, насколько же он сильный для такого худощавого телосложения.
Расс: Когда Майкл был в турне Bad, он однажды позвонил мне из другого города и попросил забрать для него кожаную куртку у дизайнера. Она вся была покрыта металлом и рисунками его текущего ансамбля из Bad… Может быть, это была та же самая куртка – она была очень тяжелая. Дизайнер сказал, что Майкл может носить на себе до 18 кг, по-моему!
Несколько раз мы ездили в студию Tower Records на большом белом пикапе, который он тогда водил. Прежде чем выйти в магазин, он обычно надевал очки, шляпу и эдакие престранные зубы.
Расс: Забавно… Мне это знакомо. У меня был здоровый Ford с тонированными стеклами. Майкл обожал со мной ездить, потому что в этой машине была высокая посадка, и при этом благодаря тонированным стеклам никто нас не видел. Но боже, какой же он ужасный водитель – берегитесь!!!
Делались ли какие-то существенные изменения в текстах песен? Были ли песни, у которых на ранних стадиях был бы совсем другой припев (как, например, Starlight, которая превратилась в Thriller в 1982-ом)? Я читал о том, что Liberian Girl вначале называлась Pyramid Girl, но понятия не имею, достоверная ли это информация.
Расс: К началу записи тексты были уже, в общем-то, готовы, однако демо, записанные Майклом, в основном были длинные (по 8 минут) и упор там был сделан на ритм.
Все, кто дружил с Майклом, говорят, что он был очень веселым человеком. Он был таким и в кабине, между сеансами записи?
Расс: Между сеансами большинство певцов предпочитает оставаться «в образе», чтобы настроение не изменилось, и Майкл – не исключение. В Westlake наверху у Майкла была собственная личная комната с окном, выходящим в зал записи. Если ему хотелось уйти в те периоды, когда он не был нужен, он часто поднимался в эту комнату. После него по всей комнате был разбросан попкорн. Он вообще оставлял за собой много беспорядка – видимо, привык, что кто-то за ним всегда подбирает. Обычно эта работенка доставалась мне!!!
Правда ли, что Smooth Criminal не должен был попасть в BAD? Когда-то давно я читал, что вместо него на диске должен был быть Street Walker, и что Куинси убедил Майкла, что Smooth Criminal – лучше. Это правда?
Расс: "Smooth Criminal" vs. "Street Walker" – это было ближе к концу работы над альбомом, когда Epic уже подгоняла нас. Мы воспользовались студией Westlake "C" для "Street Walker" и студией "D" для "Smooth Criminal". Эта была знатная гонка: какая из песен получит место на диске. "Smooth Criminal" в итоге победила и оказалась самой сложной композицией в альбоме: для ее потребовалось два 32-трековых магнитофона Mitsubishi X-850, сцепленные со Studer 800 и двухдюймовым 16-трековым магнитофоном MCI.
Расскажите про знаменитое вступление к "I Just Can't Stop Loving You", где Майкл поет "I just wanna lay next to you for a while". К сожалению, его можно слышать только на ранних релизах альбома. Ходили слухи, что Майкл записывал его в постели, под одеялом…
Расс: В период BAD у нас была двуспальная кровать у стены в главном трекинг-зале. Во время записи в зале было темно, мы не знаем, что Майкл делал в той кровати… но я не помню, чтобы мы в ней записывали. А может, и помню… Наверное, разговорное вступление к "I Just Can't Stop Loving You" там и было записано? Мне никогда не нравилось это вступление, и я рад, что его убрали из версии Special Edition.
Как проходила сессия со Стиви Уандером для Just Good Friends? Есть ли какие-нибудь истории на эту тему?
Расс: "Just Good Friends" – это одно из моих любимых воспоминаний. Я стоял в операторской, прямо рядом со Стиви, когда он выдал потрясное соло на фортепиано, а потом сказал Брюсу сжечь первую копию, потому что он сыграет еще лучше – и так и случилось.
Когда мы записывали вокал, Майкл и Стиви пели дуэтом, стоя лицом друг к другу. Это была единственная песня на альбоме, записанная при свете – конечно, скорее для удобства Майкла, чем Стиви. Где-то в середине записи мы заметили, что какой-то бездомный парень услышал музыку, доносящуюся через дверь (которая, как выяснилось, была не заперта), и забрел в зал записи. Он, должно быть, обделался от страха, но остался тихонько стоять у стенки. Я помню все, как будто это было вчера: мы выпроводили его обратно наружу, как только заметили.
К каким песням из Bad вокальная партия была готова в первую/последнюю очередь?
Расс: "Bad" была первой песней с альбома, которую мы начали, и видео снималось еще до того, как мы закончили работу над ней. Последняя записанная песня… хммм, может быть, "Another Part of Me"?
Я читал о нескольких песнях, не вошедших в Bad: Groove of Midnight, Al Capone, Crack Kills, What You Do To Me, Turning Me Off, Tomboy, Hot Fever, Chicago 1945 и Buffalo Bill. Вы что-нибудь из этого списка слышали? Если да, то хорошие ли это были песни?
Расс: "Hot Fever" было рабочим названием для "The Way You Make Me Feel". "Groove of Midnight" – тоже рабочее название, но для чего – не помню. Что касается остальных, то выше это уже обсуждалось: не вошедших в альбом песен практически не было – Куинси отсеял их еще на предварительной стадии, до записи.
Можно спросить, что это была за рождественская песня [ради которой Майкл организовал детям снег и подарки во время HIStory]? Ее же так и не выпустили, да?
Роб: Да, наверное, так и не выпустили. Почему-то мне кажется, что ее, возможно, использовали в каком-то фильме. Я поискал в интернете по названию, но ничего не нашел.
У меня несколько вопросов касательно процесса записи и создания BAD.
Во-первых, Another Part of Me. Как мы знаем, ее записали для Captain Eo, то есть где-то в конце 85-го или в 86-ом. Были ли для этих двух песен (Another Part of Me и We Are Here To Change The World) отдельные студийные сессии, или они были уже частью записи Bad? Или вы перезаписали Another Part Of Me позже, когда записывали Bad?
Сессии Bad, кажется, были в 1987-ом году, однако сама песня Bad была записана в 1986-ом, одновременно с видео. То есть получается, что создание Bad началось сразу после Victory Tour и проекта Captain Eo, потом Bad – песня и видео, потом остальная часть альбома и другие видеоклипы (The Way You Make Me Feel и Dirty Diana), потом фильм Moonwalker (с видео Smooth Criminal), потом Bad Tour и опять работа над Moonwalker, после чего начало работы над проектом Decade, который в итоге превратился в Dangerous. Майкл, кажется, работал без передышки в то время. И все это – после несчастного случая во время съемок рекламы Pepsi. o_O
Это просто невероятно! Я пытаюсь восстановить временной график… А ведь сразу после тура Bad Майкл еще был занят реконструкцией ранчо Neverland!
И еще по поводу сессий Bad: вы упомянули, что начинали работать над альбомом в Энсино. Вы прямо демо к Bad записывали в студии в Энсино? А семья в это время там была? Участвовали ли он в записи, или просто присутствовали? Я спрашиваю потому, что с удивлением услышал, что Джексоны участвовали в записи демо к Dont Stop и Working Day and Night (они есть на последнем издании Off The Wall). Интересно, было ли так же во время Bad, раз Майкл работал в студии в Энсино?
Расс: Это интересные вопросы: я об этом даже не думал, но попытаюсь ответить. Вы упомянули "Moonwalker" – кажется, там в итоге оказалась "Come Together" о чем уже говорили ранее. Я не думаю, что "Another Part of Me" пришла из каких-то более ранних сессий, до 86-го года. "Bad" (сингл) был начат осенью 86-го, и видео сняли до того, как песня была завершена. Не могу точно сказать, сколько демо-записей к Bad было сделано в студии Майкла в Энсино, но знаю, что многие демо были записаны Биллом Ботреллом в его студии.
Многие песни с альбома Bad имеют расширенные версии, выпущенные на B-сторонах синглов (например, The Way You make Me Feel, длящаяся на 2-3 минуты дольше). Это оригинальные версии песен, которые потом были обрезаны для альбома?
Расс: Нет, сначала мы записали именно альбомные версии, но после релиза диска в августе 87-го Брюс продолжил работу над проектом, готовя ремиксы для каждого сингла перед его выходом на радио. Вот тогда и появились все эти расширенные миксы и альтернативные версии. У меня когда-то все они были, но в 91-ом году мой дом обокрали: взяли 500 CD, среди которых было большинство синглов MJ. Остались только "Dirty Diana" и "Another Part of Me", а другие восстановить так и не удалось, к сожалению.
Когда я рос, я слушал Bad тысячу раз. Больше всего меня завораживало то, что даже после стольких прослушиваний каждый раз мне казалось, будто я слышу в миксе новые звучания. Интересно, специально ли создавался такой эффект и сколько треков использовалось в производстве большинства песен? Можно ли это сравнить с работами других артистов того времени?
Хотелось бы знать, перенес ли MJ этот эффект и в более поздние альбомы, потому что я никогда не сталкивался ни с чем подобным в другой музыке.
Расс: Рад, что с каждым прослушиванием вам открывается что-то новое. Мне тоже нравятся такие вещи. Вы не поверите, если я назову вам число аудио-треков на песню: у нас ушло более 800 мультитрековых пленок на создание BAD – каждая песня требовала более 600 треков аудио. Серьезно, у нас был организован свой мини трек-менеджмент, потому что в мире просто не существует студии, способной проиграть столько треков за раз. Но нам надо было работать с этой палитрой, чтобы создать ту мистерию, которую вы теперь для себя с удовольствием открываете.
Тут к треду присоединяется Билл Ботрелл — весьма известный и колоритный (см. фото) товарищ, работавший с Майклом много лет сначала как инженер, а потом как продюсер и соавтор.
Также попадаются редкие комментарии от Дейва Уэя (Dave Way), про которого я не нашла никакой конретики кроме того, что он в принципе сотрудничал с MJ.
Билл Ботрелл: Я пришел сюда, чтобы поделиться своим опытом работы с Майклом Джексоном и прояснить вопросы, связанные с авторством песен. Мне выпало провести с Майклом многие годы и я ценю каждую минуту. Вообще я из тех людей, которые всегда идут вперед и не оглядываются на старое, так что, как правило, «наследие» меня не интересует. Но когда умер Майкл, я понял, что не могу не вспомнить его, потому что это — история.
Как вы начали работать с Майклом?
Билл: Я занимался подготовкой ремиксов, которые мне приносил Джон Макклейн. Это было на ранних этапах его карьеры, и он тогда мне усердно помогал. Он учился в школе вместе с Джексонами и убедил их, одного за другим, что я — лучший. Я начал с соло-альбома Джермена, затем занялся альбомом Victory. В это время я и встретил Майкла: он принес мне записанные с Фрэдди Меркьюри кассеты State Of Shock, чтобы я смикшировал трек.
Моему другу очень нравится песня Monkey Business. Это его самая любимая песня у MJ, и он хотел бы знать, о ком или о чем Майкл в ней поет. Он также интересовался, не под влиянием ли Принса Майкл написал эту песню.
Билл: Майкл говорил, что это чисто выдуманный сюжет, вернее даже ощущения бедных южан, которые проделывают грязные делишки друг с другом. Не знаю, было ли в этой песне что-либо автобиографичное, но полагаю, что название не подсобило ей в выпуске после того, как она не попала в Dangerous.
По поводу MJ и Принса: [youtube]http://www.youtube.com/watch?v=1CoxNzOOoQU[/youtube]
http://www.youtube.com/watch?v=1CoxNzOOoQU
Роб: Не знаю насколько это существенно, но MJ и Принс встречались и во время HIStory. Правда, нас всех тогда выгнали из комнаты (по просьбе Принса, не MJ), так что я не знаю, о чем был разговор.
Билл, вы много работали с Шерил Кроу. Она что-нибудь рассказывала о своем дуэте с Майклом?
Билл: Майкл говорил мне, что его задели некоторые публичные заявления Шерил об участии в его туре. Так что я работал с ними независимо и не влезал в их отношения друг с другом.
Роб Хоффман рассказал, что когда приходил Слэш, Майкл разрешил ему покупать выпивку и сигареты. А у вас есть какие-нибудь прикольные истории про сессии со Слэшем для Dangerous? Сколько раз он сыграл сольную партию для Give in To Me? В многочисленных интервью Слэш говорил, что записал две песни для этого проекта. Вы не помните название второй песни?
Билл: Да, я тоже помню выпивку и т.д. По большей части запись прошла очень гладко. Слэш хотел привезти своего инженера, и мне эта мысль не очень нравилась, но я уступил. Второй песней было «вступление» к Black Or White — сцена, которая по сценарию идет вначале. Список исполнителей потом напечатали так, что было непонятно, кто сыграл на гитаре в Black Or White. На самом деле Слэш сыграл вступление, а я — саму песню.
Вы классно прочитали рэп в Black Or White. Перед тем, как вы его записали, рассматривал ли Майкл кандидатуры других рэпперов?
Билл: Нет, это была моя демка, записанная чтобы продемонстрировать MJ сочиненный текст. Он сразу в нее влюбился, к моему большому удивлению, и с тех пор мы нее не трогали.
Так значит, это голос Билла Ботрелла читает рэп на “Black Or White”? В справочной информации указан некто “LTB”, но я никогда не слышал о таком рэппере… Всегда гадал, кто же это.
Билл: "LTB" расшифровывается как "Leave It To Beaver" — это отсылка к моему культурному наследию. Урок усвоен: не стоит шутить со списком исполнителей...
Однажды я читал теорию о том, что будь на то воля Майкла, он бы повторял ритм бесконечно, «гипнотизируя» слушателя/танцора. Концовка Dangerous очень повторяющая (и затягивающая — меня, во всяком случае). Майкл не говорил вам, что хотел бы сделать эту песню длиннее?
Билл: Да, наверное… Who Is It — пример, лучше иллюстрирующий эту гипотезу, хотя я заметил, что кто-то заметно подсократил ее в последующих релизах, отчего песня немного потеряла в мрачной драматичности.
Сколько всего песен вы написали для Майкла? И сколько записали вместе с ним? Были ли какие-нибудь «жемчужины», над которыми вы работали и которые мы еще можем услышать в будущем?
Билл: Я написал Monkey Business, Dangerous, Black Or White и Give In To Me.
Основная моя работа в период Dangerous — это песни Black or White, Earth Song, Dangerous, и Monkey Business. Who Is It и Give In To Me были поздними цветками, и там, по моим личным ощущениям, мое влияние было не столь велико. Я расстроился, когда Monkey и Earth не попали в альбом, но в конце концов пережил это.
Надо посмотреть свои пленки на предмет того, что там еще есть, я так не помню. Помню, что "If You Don't Love Me" всегда была у нас осиротевшим треком, а потом кто-то слил ее на Youtube и теперь она забавно звучит. Еще был "Streetwalker" — вот настоящая сиротка. Я собрал этот трек, когда MJ был в Bad-туре. Засел в Smoketree на пару недель, проиграл весь материал, а мой друг Джейзан Марц пришел и сыграл блюзовое соло на губной гармонике. Когда я выслал песню Майклу, он сказал: «Билли, эта гармоника вульгарна» (не в хорошем смысле). Так что я махнул рукой на эту вещь. А неделю назад обнаружил, что ее выпустили! Прямо как есть.
Ходят слухи о каверах Beatles, которые вы якобы записали с Майклом. Я читал, что Майкл записал десятки песен Beatles (по меньшей мере в виде демо). Предположительно проект должен был называться "Strawberry Fields Forever". Это правда? Если да, сколько именно песен записал Майкл и выпустят ли их когда-нибудь? Похожи ли они были на оригиналы, или вы с Майклом изменили аранжировки в каверах?
Билл: Во время сессий Bad Майкл однажды вечером попросил меня отвезти его домой в Вествуд. По пути мы проиграли много песен Beatles — они были собраны у него на кассете. Мне показалось, что он сильно ими заинтересован, и я сказал, что стоит взять Come Together. За пару дней я собрал трек из нескольких гитарных партий и сырых миди-сэмплов (это был 1985 год). Я никогда не предполагал выпускать трек в таком виде. Они выпустили его сами, не сообщив мне, и я до сих пор даже не знаю, что гласит список исполнителей.
Come Together сначала использовали в фильме Moonwalker и выпустили на B-стороне сингла Remember The Time. Список исполнителей там такой:
«Продюсер — MJ, со-продюсер, инженер звукозаписи, гитара и ударные — Bill Bottrell».
Список исполнителей для отредактированной версии, выпущенной на HIStory, найти не удалось: там указаны исполнители не для каждой отдельной песни, а для всего второго диска целиком. В этом списке вы упомянуты. В строке Production указано: "MJ и Bill Bottrell"
Билл: О, спасибо! Юридически он не обязан был упоминать меня в списке, но упомянул!
А в интернете ходили слухи, что вы начали работать над Come Together без разрешения MJ, но когда он услышал, что получилось, ему понравилось. Выходит, это неправда? Были ли планы выпустить альбом с каверами Beatles до Bad, как заявляют некоторые источники?
Билл: Нет. Я помню все так, как описал выше: его идея.
Я годами задавался вопросом, почему Come Together попала в HIStory. Ведь эта песня уже выпускалась на сингле Remember the Time в 1992 году, и, как и многим фанатам, мне показалось, что она не подходит к другим песням с HIStory. В результате такое ощущение, что альбом разделен на две части: первые 7 песен, потом Come Together и последние 7 песен. Что скажете?
Билл: Я, наверное, буду единственным человеком, жалующимся на то, что что-то из его совместных с Майклом проектов выпустили, но… Будучи инженером, я сделал много такой работы, к которой даже не притронулся бы после того, как взял на себя обязанности продюсера.
В случае Майкла "Come Together" попадает как раз в эту категорию. Формально я был всего лишь инженером, я сыграл и собрал трек в сыром виде и никогда даже не думал о нем, как о материале, пригодном для релиза. Но Майкл поддержал, мотивировал меня, изменил мою жизнь… и выпустил его.
Майкл не говорил вам, почему он перестал работать с Куинси после Bad? Чье это было решение?
Билл: Майкл рос, ему хотелось экспериментировать, и сцена Westlake связывала его. Он где-то года на полтора (с перерывами) нанял меня и Джона Барнса для работы в его домашней студии. Мы программировали, собирали треки для альбома, отсылали результаты на двухдюймовке в Westlake, а они там по своему усмотрению добавляли всякие струнные и духовые партии. Так Майкл начал проявлять творческую независимость, как тинэйджер, оставляющий родное гнездо.
В конце концов меня уволили с Bad, но Фрэнк Дилео пригласил меня на ланч и сказал: «Не волнуйся, на следующем альбоме ты будешь продюсером». И они сдержали слово.
У меня был вопрос по поводу "They don’t really care about us". Я слушал ее сегодня в студии… Ударные там звучат отлично, но микс показался мне странным: вокал Майкла — очень тихий, кроме тех мест, где вступает импровизация: вот эти части супер-громкие и супер-протяженные. Спецэффекты тоже ОЧЕНЬ ГРОМКИЕ по сравнению с остальной частью песни — это что, я один слышу? Это Майкл хотел смикшировать песню так? Я обожаю эту песню, но едва слышу вокал Майкла в куплетах. Или дело в моих настройках?
Роб: Лучше всего на это может ответить Брюс, но MJ присутствовал на каждом миксе. Он обычно слушал на SSL сырой микс, который потом дорабатывался во время трекинга. Потом Брюс улучшал микс, потом добавлялось еще что-нибудь и Брюс обновлял его по мере необходимости. Но ничего не шло на мастеринг без одобрения MJ. Так что можно с уверенностью сказать, что все, что вы слышите в "They Don't Care About Us", сделано ровно так, как хотел слышать Майкл.
Как видно из клипов с битбоксом и многих песен, у Майкла было очень точное чувство тайминга. Он как будто управляет ритмом. Интересно, вы использовали вокал MJ как ритмичную основу на ранних стадиях процесса? Как MJ работал с ритм-секцией?
Роб: Всегда. Во время HIStory и Blood мы использовали вокал и битбокс MJ как основу для всех наложений, из которых составляли треки. В большинстве случаев Майкл сам пел музыкантам все партии, какие считал нужным. Если он не мог присутствовать лично, то напевал их на пленку.
У меня вопрос к Биллу Ботреллу о песне Dangerous. Во-первых, я не могу передать вам свой восторг! Эта песня — настоящий шедевр, я никогда не устану ее слушать. Наверное, это мой самый любимый трек у MJ (и Майклу он, похоже, тоже особенно нравился). Я заинтригован эволюцией этой песни с тех пор, как я впервые услышал демо в середине 90-ых. Альбомный трек довольно заметно отличается от демо (сильнее, чем у многих других композиций). Мне интересно, чем было вызвано такое изменение в аранжировке этой песни? На мой вкус обе версии — просто классные: демо звучит больше в стиле 80-ых, но на ней удивительно сложные ударные секции (кажется, будто они страшно искажены и идут в разнос по всему треку). Это дает незабываемые слуховые ощущения, весьма отличные от более грубого, жесткого, вызывающего ритма на альбомной версии. Кто принял решение так сильно изменить стиль, как это произошло и почему?
Dave Way: В целом это из-за того, что Тедди Райли попросили поработать над песней. Я не слышал то демо, о котором вы говорите, но предположу, что это одна из ранних версий Билла. В какой-то момент Тедди попросили (уверен, что сам Майкл попросил) взять песню, и он ее переделал. Я не помню, попали ли какие-то элементы Билла в финальный микс. Судя по составу исполнителей, нет, но этот список не всегда верен. Билл, наверное, знает.
Роб: Насколько мне известно, замечание Дейва справедливо по отношению ко многим песням с Dangerous. Альбом двигался совсем в другом направлении до того, как в проект пришел Тедди. Но когда MJ начал работать с Тедди, того попросили внести свою лепту во многие уже начатые треки, а также написать свои собственные. Может, Билл и Брюс подскажут подробнее…
Я бы очень хотел знать, кто участвовал в записи студийных ремейков Dangerous для «живых» выступлений: AMA 1993 года, MTV VMA 1995 года и так далее.
Роб: Во многом идеи исходили от хореографов, работавших с MJ. Мы получали видеозаписи с репетиций и должны были редактировать их и добавлять звуковые эффекты на основе их танца. Хореографы даже приходили в студию, чтобы нам в этом помочь. Это очень интересный способ написания музыки: когда позволяешь зрительному ряду формировать звучание песни.
И весьма революционный для того времени, разве нет? Я не специалист в этом вопросе, но никогда не слышал, чтобы другие поп-артисты использовали подобные техники. Хотя, может, я ошибаюсь? Звуковые эффекты в «живом» выступлении Dangerous особенно выделяются: они практически стали частью ритма композиции (жест, стряхивающий с плеча, щелчки, звуки во время переворота танцора и т.д.). Делал ли кто-нибудь такие вещи до этого, или это были эксперименты, Роб? Смотрели ли вы по ходу дела, что выходит удачно, а что — не очень, пробовали ли разные варианты? Или кто-то (например, Майкл) с самого начала точно знал, как все должно получиться?
Роб: Я никогда раньше не видел, чтобы подобное делалось, за исключением отдельных частей видео Thriller и всех этих перкусионных звуков, которые появлялись в вокальных треках Майкла. При создании треков для видео и тура MJ обычно диктовал, какие звуковые эффекты должны выделяться, и мы пытались подобрать эффекты из библиотек и записанные нами кастом-сэмплы к тем звукам, что были у него в голове. Иногда он просил что-то очень конкретное, иногда мы были предоставлены сами себе. В фильме Ghost есть довольно продолжительные отрывки, которыми я занимался практически самостоятельно, подбирая записанные и библиотечные сэмплы к видео со съемочной площадки.
Роб, спасибо за информацию. Почему-то я совсем упустил из виду Ghosts, когда думал об использовании Майклом звуковых эффектов в танцевальных номерах — он же полон их! И как отлично они интегрированы в мелодию! Можете подробнее рассказать о создании Ghosts и об участии Майкла?
B раз уж вспомнили о Ghosts: вы участвовали в ремикшировании "2Bad", "Is It Scary" и "Ghosts" для фильма? Если да, расскажите, почему были сделаны эти легкие вариации и по чьей просьбе? И верно ли, что вы вставили сэмпл/кусок с первыми аккордами "Bad" 1987-го года в партию "2Bad" для Ghosts?
И немного оффтопик, но все же имеющий отношение к делу: музыка в видеоклипе Ghosts включает часть, где вурдалаки начинают маршировать вверх по стенам. Ритм для «топанья», использованный в этой сцене, всегда напоминал мне ритм из песни Bee Gees 'You Win Again'. Совпадение? Вы работали над этой оркестровой секцией, Роб?
Роб:Я участвовал в создании всего фильма "Ghost" целиком. Ремиксы — это, конечно, была задумка Майкла. Кажется, сэмпл "Bad" появился из набора сэмплов в EIIIxp, которые Брэд Баксер создавал еще для тура. При подготовке ремиксов мы всегда начинали с альбомного микса и заглушали все, кроме ритма, чтобы выстроить основу. Потом MJ говорил нам, что именно и в каких местах хочет услышать. Замечания MJ обычно записывались на диктофон Брэда прямо на съемочной площадке. Иногда они танцевали под клик-трек, а мы высчитывали размер, чтобы выстроить очертания композиции. На этом этапе в процессе участвовали Эдди Делена, Брэд и я.
Звуковые эффекты были выстроены как последовательности на основе сырых дублей видео. Насколько я помню, это делалось в Studio Vision и писалось в Pro Tools. Повторю, они для этого танцевали под клик-трек.
Сходство с Bee Gees действительно заметное, но я никогда не слышал, чтобы MJ на них ссылался. В отношении «топанья» он всегда ссылался на квиновский "We will rock you". Так что да, это совпадение. Эти звуки топанья — это сэмплы с альбома HIStory и кастом-сэмплы, которые мы записали в студии Royaltone с танцорами Майкла.
Все, что касается оркестра и хора, сделано Николасом Пайком. На синтезаторе мы подредактировали только одну оркестрово-хоровую секцию — ту, где призраки спускаются с потолка. Вначале это был просто хор, но позже мы с Брэдом добавили синтезаторы. Кажется, это были в основном "pop oohs" из библиотеки EIII и, может быть, еще "Lovely Vox" из JD-990.
Не помню, задавал ли я уже этот вопрос, но присутствовали ли вы на записи/микшировании "Tabloid Junkie"? Если да, можете немного рассказать об этом? Создавал ли MJ демо к этой песне перед тем, как записать финальную версию? Очевидно, если такая вещь существует, она спрятана где-то в «хранилище», но я бы жизнь отдал за то, чтобы услышать целый трек битбокса или раннюю демку "Tabloid Junkie", сделанную Майклом. Было бы здорово… короткого отрывка на Youtube мне мало!
Роб: Я немного присутствовал на записи: большая часть этого трека была написана Джемом и Льюисом еще до того, как мы его услышали. В качестве демо выступал просто их трек — на ранних стадиях вклада MJ в эту песню не было.
Вопрос ко всем инженерам: вы не могли бы помочь мне прояснить некоторые даты записей? Меня интересует, когда были записаны альбомные композиции, включая невыпущенные.
Роб: Для HIStory все было записано между январем 94-го и апрелем 95-го, кроме "Earth Song" и "Come Together", которые мы достали из архивов и только закончили во время HIStory.
Может быть, была еще пара демок, записанных во время тура, до 94-го года, но они не попали в альбом.
Ghost и Blood on the Dancefloor были записаны в 96-ом, но, конечно, все треки с них были начаты тоже во время HIStory. Оригинальный трек Ghost — это трек Тедди, еще со времен Dangerous.
Я умираю от любопытства: снимали ли на камеру хоть какие-нибудь сессии HIStory?
Роб: Да, в общем-то, нет. Нас немного поснимали, когда брали интервью, но в целом сессии проходили без лишнего шума.
Я не могу сказать конкретно о DVD с концертом в Бухаресте, но часто для «живых» концертных DVD звук перезаписывают в студии. Во всяком случае по моему личному опыту работы с поп-исполнителями, и по опыту моих друзей.
Роб: Это зависит от группы… Я работал с несколькими (Шерил Кроу, Шер и другими) — практически ни для кого из них мы не перезаписывали звук. Иногда кое-где подправляли вокал или инструменты, но это все. Это на самом деле зависит от того, кто записывает шоу и насколько хорошо играет группа.
Про DVD MJ я не могу сказать, но знаю, что его группа играла под предварительно записанные или отредактированные треки в Pro Tools (а до этого — в Synclav). Все перезаписывать обычно не требуется, но какие-то доработки могут понадобиться.
На YouTube я видел записи с Майклом, где на заднем плане виден Akai MPC. Вы не знаете, умел ли он пользоваться секвенсером?
Роб: MJ практически не обладал техническими познаниями, во всяком случае, не демонстрировал их. Он знал, что «поднять» означает «сделать громче», и мог доносить свои пожелания очень четко. Если мы загружали звук в MPC, он мог слабать ритм, но вообще с аппаратурой не работал.
Роб, у меня, может быть, глупый вопрос, но во время записи "They Don't Care About Us" и особенно "D.S.", у Майкла на лице когда-нибудь читалось отвращение, рассекал ли он кулаком воздух — что-нибудь подобное было? Почему-то когда я слушаю этот альбом, и особенно "D.S.", у меня всегда в голове возникает такая картина.
Роб: Это был бы отличный вопрос для Эдди Делены, потому что вокал записывал он. Но обычно когда приходил Майкл, в студии было так темно, что вообще трудно было что-то разглядеть, особенно его самого в кабине.
Очень печально, что MJ настолько стеснялся своей внешности, что предпочитал работать в темноте…
Роб: По моему опыту большинство исполнителей предпочитают записываться так. Пение — это эмоциональный процесс: едва ли вам захочется, чтобы люди вас оценивали или, не дай бог, смеялись, когда вы пытаетесь обнажить душу.
Билл, у меня несколько дополнительных вопросов к вам:
1) Когда вы работали над альбомом Victory, не просил ли вас Майкл заняться песней под названием Buffalo Bill? Или вы работали только над записями с Фредди Меркьюри?
2) Вы упомянули, что работали над Streetwalker во время Bad-тура. Разве эта песня создавалась не для альбома Bad? Я раньше слышал интервью, в котором говорилось, что финальный трек для Bad выбирался между Streetwalker и Another Part of Me и в итоге победил последний.
3) Майкл никогда не планировал сделать альбом, состоящий только из песен Beatles?
4) Я читал, что Bad задумывался как два альбома, но Куинси Джонс зарубил эту идею. Вы что-нибудь об этом знаете?
Билл: 1. Да, мы экспериментировали с песней Buffalo Bill. В ней чувствовалось сильное влияние Джона Барнса, и припев был прикольный:
Who shot Buffalo Bill?
They said he shot alot did he ever get killed?
2. Streetwalker был записан после релиза Bad. Не знаю, что за историю рассказывают о нем и Another Part of Me, – это невозможно.
3. Если Майкл когда-нибудь и думал о полном альбоме из каверов Beatles, то мне об этом не говорил.
4. Я не входил в «мозговой трест» альбома Bad.
Куинси Джонс сам в деталях рассказал про Streetwalker на CD с последним изданием альбома Bad. Неужели у него НАСТОЛЬКО плохая память? Билл, вы уверены? Streetwalker по звучанию и тематически отлично вписывается в альбом Bad – это в некоторым смысле сочетание Bad и «уличной» мелодии The Way You Make Me Feel. Я не ставлю под сомнение ваши слова, просто прошу припомнить еще раз.
Билл: Ну, я знаю наверняка, что та версия, которую мы слышим на перевыпуске Bad, была сделана между Bad и Dangerous, пока Майкл был в туре. Может быть, была какая-то более ранняя версия из Энсино… (но я ничего такого не помню). Или, может быть, существовала Westlake-версия Куинси!
История перевыпуска Bad всегда вызывала у меня подозрения. Во время судебных показаний по процессу о плагиате Майкл говорил о том, как похожи Streetwalker и Dangerous. Это можно трактовать как намек на то, что Streetwalker написана после Bad. Плюс отличается общее звучание трека, особенно вокал, который (на мой слух, во всяком случае) кажется жестче. Духовые вставки и аккомпанемент звучат как синтезированные, в отличие от бэдовских "Seawind Horns"… Короче говоря, с трудом верится, что этот трек был записан во время проекта Bad. Может быть, существовала ранняя версия, демо, или что-то подобное? Или Куинси просто перепутал этот трек с каким-то другим?
Немного о оффтоп, но похожая история – с треком Sunset Driver, который, как утверждают, записан для альбома Off The Wall. Он тоже звучит совершенно чуждо в том, что касается музыкальной обработки.
Билл, вопрос о треке Streetwalker на перевыпуске: много ли, на ваш взгляд, над ним работали после вас? «Вычистка», pro tools – что-нибудь подобное было? Он очень громко звучит! Кстати, я обожаю гитару во время "baby I love you, baby I want you"
Билл: Да, тут уже путаница какая-то началась. Я давал показания на том слушании о плагиате в Денвере: рассказывал, как, работая над Streetwalker, придумал Dangerous.
Я все еще не могу вспомнить, существовала ли какая-то раняя демо-запись Streetwalker. Кажется, я не помню, чтобы MJ хоть раз приезжал в Smoketree для записи вокала. Это может указывать на демо из Энсино. Может быть, над ним работал Мэтт Форджер. То, что вы слышите в релизе Streetwalker, – это мой черновой микс из Smoketree. Я записал духовую, ударную, басовую и гитарные партии, а Джейзан Марц сыграл на блюз-гармонике.
Я так сильно удивлен, что некоторые из моих черновиков выпустили, потому что обычно все релизы MJ проходили через стандартный процесс, который я хорошо усвоил: проверку, переработку, замену midi живыми музыкантами и т.д. Это долгий процесс. А со Streetwalker ничего подобного не было, как и с Come Together. Я даже сомневаюсь, что когда-либо делал аналоговый микс Streetwalker – кто-то просто взял его с DAT-кассеты.
Расс: Нет, Streetwalker был записан во время сессий BAD, а не после. Когда Epic Records начали подгонять нас с окончанием альбома, мы привлекли Умберто Гарсия и посадили его в Westlake Studio "C" – так у нас под одной крышей было две студии, работающие на полных парах. Я знаю, что Гарсия занимался треком Streetwalker где-то пару недель, пока я там был. Это решение потом вышло боком Брюсу Сведену, когда подошло время Grammy.
"The Making of BAD": да, Майкл приводил съемочную группу… Я бы с удовольствием посмотрел запись – мы провели с ними в студии несколько отличных дней.
Интересно, кто-нибудь знает, почему вокал Майкла в начале Streetwalker такой отдаленный? Как будто он поет из другой комнаты. Streetwalker был выпущен очень сырым.
Билл: Это сделано для того, чтобы сильная доля такта в песне производила больший эффект.
Если вы работали над демо-записями в студии в Энсино, как это было? Майкл вел себя иначе? Семья когда-нибудь участвовала в работе? И те же вопросы – про студию в Neverland.
Билл: Как сейчас помню, мониторы были ужасные. Я все пытался установить что-нибудь, что можно слушать, но зал был очень маленький, и у меня так и не получилось. Может быть, именно тогда я научился Никогда Не Слушать Колонки.
Работать там было замечательно. Мы смотрели со стороны, как протекала жизнь семьи: роман Дженет с Рене был тогда в самом разгаре, мама, папа и братья приходили и уходили, артисты вроде Элизабет приезжали в гости. Майкл однажды захотел установить мерцающие огоньки в листве деревьев, как сделано в ресторане Tavern on the Green. Какой-то товарищ приезжал на подъемном кране, чтобы установить их, и испортил газон, потом другой товарищ приезжал, чтобы быстренько заменить траву дерном – прямо в последний момент перед вечеринкой… Она прошла без сучка и задоринки! У Майкла бывали дети, а самое интересное… если пройти через диспетчерской через зал с синклавирами и выйти за дверь, то вы попадали в магазин сладостей!
Лазертаг, костюмы Пиноккио, просмотр фильма «Убить пересмешника» вместе с Майклом в дождливый день… (Это было нетривиально: в настоящем частном кинотеатре, с вызовом профессионального киномеханика и обязательным попкорном). Второй фильм, на просмотре которого Майкл настоял, – "This is Elvis". Теперь уже я настаиваю, чтобы все посмотрели этот фильм: вы многое узнаете об M.J.
Так значит, если я правильно понимаю, никто из членов семьи в Энсино не участвовал в создании песен с альбомов Bad, Dangerous и т.д. (не помогал, не играл на инструментах, не пел)?
Билл: Когда я был в Havenhurst (Энсино), работали мы, по сути, с одним только Майклом.
Не могли бы вы рассказать про ранние записи Black or White? Правда ли, что там, где в конце концов оказался рэп Билла, вначале была гитарная секция в стиле хэви-метал?
На этой картинке ниже показан ультра-редкий промо-диск [Flight Only] (их было выпущено всего 10, если не ошибаюсь?), который раздали менеджерам Sony по пути из Лондона в Neverland в 1991 году. Он задумывался как тизер для того, что в итоге стало альбомом Dangerous, и содержал РАННЕЕ ДЕМО Black or White, Men In Black и раннюю версию Monkey Business. Можете прокомментировать?
Билл, может ли этот раритет содержать одну из ранних версий Black or White – без рэпа, но с гитарной хэви-метал секцией? Может быть, и про Men In Black что-то скажете?
Билл: На том диске была ранняя версия Black or White, может быть даже еще с кликом драм-машины (Linndrum) и большими дырами в середине, куда позже мы добавили Тима Пирса на хэви-метал гитаре. Если Sony/Epic что-то слушали на ранней стадии, может быть, это мою ритм-гитару они охарактеризовали как "хэви-метал"? Если так, то это просто глупо.
Men In Black я слышал из-за дверей в Record One. Не помню точно мелодию, но помню, что она была клевая.
Билл, у меня следующие вопросы относительно Men In Black:
В каком году над этим треком работали в студии? Или хотя бы в каком году вы слышали его? Это было в студии Record One в Sherman Oaks или в Ocean Way Studios на бульваре Sunset?
Не помните ли вы, остался этот трек на стадии демо, или был завершен/почти завершен?
Над ним работали только Брайан Лорен и MJ?
Билл: Это было в Record One, в маленькой комнатке с API (наверное, в 1990-ом? - примерно во время нашей маленькой стычки с Саддамом Хусейном). Брайан и его инженер провели там целую вечность. Я никогда не слышал вокал к этой песне. Они использовали совсем ранние Pro-tools (под названием, кажется, "Sound Tools"). У них было жуткое количество технических сложностей – больше, чем я смог бы вынести.
Вы не знаете, почему Майкл выбрал 9-ю симфонию Бетховена для вступления к Will You Be There?
Билл: Душой, приятель, просто душой. (В оригинале "Soul, man, just soul" – прим. пер.).
У меня вопрос, которым я не сильно горжусь, но все равно задам.
После смерти MJ Готам Чопра заявлял, что помогал Джексону писать тексты песен, и Майкл платил ему каждый раз по несколько тысяч долларов. Вот его точные слова:
«В конце концов мы с Майклом приступали к работе. Он работал над новым альбомом и просил меня помочь ему с написанием текстов песен. Это были неформальные отношения: я приезжал в центр с рюкзаком, набитым словарями, тезаурусами и книгами с вариантами рифм. Майкл напевал мелодию и объяснял, что хочет сказать этой песней, после чего мы пытались поженить наши таланты и что-нибудь вместе сообразить. Мы сочиняли отличные вещи! Майкл тогда взял с меня обещание, что это будет секретом. Я с удовольствием обещание держал. Когда мы заканчивали сессии – а они обычно продолжались часов до двух утра – Майкл шел в ванную и вытаскивал мешок, хранившийся за унитазом. В нем он держал несколько тысяч долларов. Он спрашивал меня, сколько я хочу. Я просто пожимал плечами, и он давал мне пару тысяч долларов».
Так как Готам Чопра познакомился с Майклом году в 1988-ом и ездил с ним в тур в 92-ом, полагаю, это происходило во времена Dangerous, но до конца я не уверен. Как говорят, к альбому BAD Майкл написал 9 из 11 песен. Мой вопрос: использовал ли он гост-райтеров?
Билл: История Чопры не похожа на правду. После Billie Jean Майкл по праву считал себя талантливым автором и не испытывал необходимости в поиске текстов или сочинителей. Он очень настороженно относился к непрофессионалам и ко всему, что могло дать кому-либо повод для судебного иска. Я однажды наблюдал за тем, как он заметил на консоли неопознанную кассету с именем (известного) автора и названием песни. Он испуганно поглядел на нее издалека, а потом обошел консоль с другой стороны, не приближаясь к чужой пленке меньше, чем на пять футов.
В продолжение разговора про Dangerous из прошлого поста:
Мне бы очень хотелось узнать подробности эволюции этой песни. Для тех, кто не в курсе, вот исходное демо Dangerous: http://www.youtube.com/watch?v=zC-uushN_Q8
А вот финальная, альбомная версия: http://www.youtube.com/watch?v=c-DyQ268AFs
Билл: Я написал музыку к Dangerous в то время, когда баловался со Streetwalker. MJ был в туре Bad, и я работал один в Smoketree. Это было, наверное, году в 1988-ом. Я экспериментировал со звуками и midi-сэмплами и записал множество версий, включая одну, которую никто никогда не слышал: с сэмплами моей игры щетками на оцинкованном ведре в качестве ударной партии. Мне нравились они все, но эта «простонародная» Dangerous была моей любимой.
Я никогда не ощущал соперничества с Тедди, и когда MJ предложил ему сделать свою версию, я не возражал. Прелесть ведь в самом процессе сочинения! Версия Тедди зажигательная и звучит в стиле 90-ых, тогда как моя застряла в 80-ых. На все есть Божественный порядок.
Когда принц Бахрейна Абдулла проиграл мне мое старое эпик-демо, я чуть не упал. Я не слышал его 17 лет! А они упомянули меня в списке авторов?
Теперь мне захотелось найти ту версию с мусорным ведром.
Мой вопрос касается демо Dangerous: YouTube — Michael Jackson — Dangerous Demo (Rare)
На 5:48 минуте этой записи можно услышать мотив Лоры Палмер из Twin Peaks: http://www.samples.fr/blog/wp-conten.../twinpeaks.mp3
Не может быть, чтобы это было совпадением. Билл, вы знаете, почему Майкл использовал этот мотив в демо? Чья это была идея?
Билл: Я помню, что сам был фанатом Twin Peaks – может, это я его туда протащил? Он очень очевиден? Надеюсь, что нет. См. мой пост о демо Dangerous выше.
Записывала ли съемочная группа Майкла сессии Dangerous на камеру?
Билл: Часто доверенный работник, вроде Брэда, снимал их на ручную видеокамеру. Иногда приходила целая съемочная группа, как, например, для хоровой сессии Андре Кроуча для Earth Song.
Не могу поверить, что вы не знали о том, что упомянуты как продюсер на HIStory! Даже с материальной точки зрения ведь есть разница! Неужели у вас в то время не возникал вопрос, откуда приходят роялти?
Билл: Поверьте, если бы разговор шел о деньгах, я был бы счастлив. Но демо-записи, раритеты и ранние версии не предназначались для релиза – я никогда не заключал на них договор. Мне заплатили за мое время.
Когда вышел Dangerous, на нем я был обозначен как продюсер и автор, и у меня был соответствующий контракт на этот альбом, включая Monkey Business и Earth Song. В этом контракте в одном из пунктов было прописано, что я обязуюсь не требовать роялти за предыдущую «экспериментальную» работу. Поэтому я никогда не отслеживал ее судьбу и именно поэтому спросил, упомянули ли меня (хотя бы) за те записи.
У меня вопрос к Робу и всем, кто работал над альбомом HIStory. Большая часть музыки на HIStory – это прямая реакция на то, что случилось с MJ в 1993-ем. Некоторые песни – очень яростные (Scream, They Don't Care About Us, This Time Around, DS, Tabloid Junkie). Как вел себя Майкл в студии во время записи этих песен? Он «накручивал» себя перед записью, или легко переключался в нужное настроение? HIStory кажется очень личным альбомом. Этот аспект процесса записи – ярость музыки, контрастирующая с мягкой личностью, которую вы описали, – очень интересует меня.
Роб: MJ просто не было свойственно сердиться. Я никогда не видел, чтобы он пнул или швырнул что-нибудь в студии, или повысил на кого-то голос. Он был не такой. Он умел включать эмоцию во время записи, а потом так же легко оставлять ее позади.
У меня вопрос про Scream. Дженет в какой-то момент приходила в студию для записи вокала, или это делалось удаленно? Если приходила, то какая она была, как они общались с Майклом и т.д.?
Роб: Она записала весь бэк-вокал вместе с MJ в Hit Factory в Нью-Йорке. Studio 3, та же вокальная цепь: Sony C800g в Neve 1084, потом 1176ln. Их голоса часто невозможно было различить – настолько они хорошо спелись.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Она также записала несколько ведущих партий в те дни, но ей комфортнее было делать это в Миннеаполисе, когда Майкл не смотрит, поэтому она закончила свои соло там. Они вместе были как двое детей: пели песни из детства, предавались воспоминаниям. Она была чрезвычайно приятной, немного застенчивой и скромной. Это на самом деле одно из моих любимых воспоминаний со всего альбома. Я работал с ней еще один раз недолгое время в Лос-Анджелесе, для другого альбома, и она была такой же: очень любезной.
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, для некоторых треков в альбоме Dangerous использовались эффекты со звучанием кухонной утвари. Похоже на звон посуды с хоровым эффектом.
Роб: Да, во время HIStory у нас были сэмплинг-сессии, на которых мы создавали новые библиотеки звуковых эффектов. Имелась целая библиотека с идеями для звуков. Могу предположить, что Тедди делал нечто подобное и для Dangerous.
Я собираю информацию о датах некоторых записей – для книги. Правда ли, что Blood on the Dancefloor осталась еще с сессий Dangerous?
Билл: Blood on the Dancefloor – это была песня, которую я написал для MJ во время тех же сессий, когда создавалась Dangerous, то есть где-то в 1988-ом. Я решил быть хитрым продавцом и дразнил Майкла, рассказывая ему об этой клёвой песне, которую я назвал Blood on the Dancefloor. Пока он был в отъезде, я пытался довести песню до ума, и это продолжалось неделями. Майкл был сильно заинтригован: настолько, что еще прежде, чем смог услышать мой трек, написал СВОЮ СОБСТВЕННУЮ Blood on the Dancefloor. Он спросил, можно ли взять мое название, и я, конечно, сказал: «Не вопрос». И вот, в 1996-ом я уже в Record Plant, слушаю его «новую версию». Очень клевую.
Daveway: Трек Blood On The Dancefloor мне особенно запомнился по некоторым причинам...
Я был в Нью-Йорке и работал с Тедди Райли, В один прекрасный день он сказал мне, что мы летим в Лос-Анджелес записывать альбом с Майклом. Я, конечно, был в восторге. На следующие пару недель мы разбили лагерь в студии Soundtracs, и Тедди придумал около двадцати заготовок для песен. Практически готовые треки, но состоящие только из ритма, без мелодий и акцентов. Все это – с помощью своего компьютера (у него тогда был Atari Stacy с установленной программой Notator), MPC, синтезаторов и сэмплеров. Оттуда это отправлялось в SSL с компрессорами, эквалайзером и т.д. Для каждой заготовки мы записали DAT-кассету, чтобы проиграть их Майклу, когда доберемся в Лос-Анджелес.
Когда мы в конце концов сели в Record One с Майклом, он попросил нас проиграть некоторые заготовки. Я вставил кассету и нажал Play. Первый трек, заигравший на оглушительной громкости, сразу дал понять, в каком ключе работал Тедди. Это был жесткий, ритмичный фанк с влиянием нью-джека. Майклу явно понравилось, и напряжение, присутствовавшее в комнате (с обеих сторон), моментально ушло. Когда кассета, на которой в частности было то, что позже превратилось в Remember The Time и In The Closet, доиграла, Майкл попросил поставить первый трек еще раз. Он понравился ему больше всего.
Когда стало ясно, что знакомство прошло успешно, мы приступили к записи некоторых заготовок на мультитрековую пленку. Мне не терпелось попользоваться огромной консолью Neve, которая была тогда в Record One. Она была великолепна. Мы воспроизвели все настройки аппаратуры и провели две недели, сводя материал (по-моему, все это пошло прямо на 32-трековую Mitsubishi).
Тем временем Майкл начал придумывать слова и мелодии к трекам, и мы почти сразу же записали некоторые вокальные партии (хоровой вокал для Remember The Time) и мелодии. Я просто обалдел от пения и техники Майкла. Он знал свое дело!
Но по какой-то причине после того, как мы записали первую версию на DAT, она звучала уже не так классно, как то, что Майкл слушал сначала. Не производила такого сильного впечатления и не цепляла. Майкл спросил меня, почему. Я сказал, что, по моему мнению, дело в основном в консоли. В Нью-Йорке мы использовали SSL, и у нее было более жесткое, острое звучание. Тогда Майкл спросил, можем ли мы раздобыть такую же. Конечно, в те времена мы не могли просто прикатить в студию SSL – для того, чтобы получить нужный звук, надо было перебраться в студию, где есть нужная консоль. Конечно, тогда он спросил: «Ну, и у кого же она есть?» и я рассказал про единственную студию в Лос-Анджелесе, опыт работы в которой у меня тогда был – Larrabee. И вот, не успел я оглянуться, как мы все уже переехали в новую Larrabee NORTH на бульваре Ventura.
Мы записали ту песню снова в Larrabee, изо всех сил стараясь получить результат не хуже DAT-кассеты, но Майклу версия с DAT все равно нравилась больше. Он попросил Мэтта Форджера перекинуть ее на мультитрек в Havenhurst, чтобы можно было попробовать варианты текста.
На следующий день он пришел с большим куском почти законченной песни под названием Blood On The Dance Floor. Я, помню, подумал, что это очень клевое название.
Но по каким-то причинам после этого над песней работали очень мало, если вообще работали. Мне это казалось странным, учитывая, что поначалу это был практически всеобщий любимый трек. Но так бывает. Никогда не знаешь, где закончит (или не закончит) свой путь песня.
Теперь промотаем события вперед до 1996-го года: я в Record Plant, снова работаю с Майклом. Он проигрывает мне некоторые песни, над которыми они работали, и говорит: «Вот это титульный трек». Он называется Blood On The Dancefloor. Можете себе представить? Это трек с той самой первой DAT-кассеты, с некоторой дополнительной аранжировкой, ударными и, конечно, превосходным вокалом Майкла!
Звучала она отлично.
Продолжение следует...